Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объектам является результатом социализации и профессионализации субъекта и приобретает определенную значимость в деятельности человека [42].
Экономическое сознание — одно из наиболее часто употребляемых в современных исследованиях понятий. Существуют различные интерпретации и методологические подходы к определению понятия «экономическое сознание». В зарубежной психологии принято использовать термины «экономическое мышление» и «экономическое поведение» (А. Смит, Дж. Катона, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, В. Парето).
В отечественной социологии и психологии значительный вклад в научное осмысление экономического, сознания, его сущность внесли Л.Н. Абалкин, К.А. Улыбкин, А.К. Уледов, Ж.Т. Тощенко, В.Э. Бойко, которыми экономическое мышление, идеология и психология рассматриваются как одна из основных форм отражения существующих экономических отношений и как результат социализации человека [42].
Экономическое сознание, являясь по своей природе феноменом социально-психологическим, выполняет две важнейшие функции в жизнедеятельности личности.
§ Во-первых, этот феномен отражает социально-экономические условия жизни, экономическую макро- и микросреду.
§ Во-вторых, он выступает одним из психологических регуляторов экономического поведения человека в социальной среде.
В рамках социальной и экономической психологии экономическое сознание предлагается рассматривать как частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в разных формах знания индивидуального или группового субъекта о различных экономических объектах и его отношении к этому знанию.
В целом экономическое сознание является производным компонентом категории «социализация», так как оно развивается и формируется в рамках определенных социальных условий, детерминированных информационными, экономическими, психологическими воздействиями внешней (профессиональной, воспитательной, образовательной) среды.
Встречающиеся в литературе определения экономического сознания немногочисленны. А.В. Филипповым и С.В. Ковалевым экономическое сознание понимается как «высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком» [37].
В понимании А.К Уледова, «экономическое сознание есть продукт отражения людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей и взглядов, теорий и концепций и других духовных образований, общих для классов, социальных групп, всего общества и выражающих их отношение к экономической действительности в каждый конкретный исторический момент» [38].
Наиболее важным и недостаточно разработанным вопросом является, безусловно, структура экономического сознания.
Его основные элементы были систематизированы О.С. Дейнека с опорой на теоретическую схему функциональной структуры сознания, предложенную В.А. Ганзеном [1]:
а) ощущения и восприятие в экономической сфере; б) чувства и эмоции в экономической сфере; в) экономическое мышление, экономические представления; г) экономические нормы, интересы, экономические мотивы .
Под экономическим сознанием, включая самосознание, А.Л. Журавлев рассматривает социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях [17].
Под «единицами» анализа (и соответственно, составляющими элементами) экономического сознания личности понимаются типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания.
К таким феноменам - компонентам экономического сознания относятся следующие.
1. Представление личности о себе как об экономическом субъекте:
а) субъективно-экономический статус;
б) удовлетворенность уровнем материального благосостояния;
в) уровень экономических притязаний;
г) представление личности о своей деловой активности и удовлетворенность ее уровнем;
д) представление о своих возможностях в повышении доходов, путях (способах) их повышения.
2. Представление личности о материальном благосостоянии и богатстве, отношение к богатым и бедным людям.
Читайте также:
Профилактика интернет – аддикции
При желании освободиться от Интернет-зависимости может быть применена стратегия управления затратами онлайнового времени (например, изменить сложившееся расписание повседневных занятий или установить объективные ограничители продолжительн ...
Социальный характер
Социальный характер предопределяет, какие идеи и ценности, какие идеологические системы будут восприняты его носителями. Причём на основании характеров разных обществ — или классов внутри общества — развиваются и обретают силу разные идеи ...
Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих
структур
В связи со спецификой организационной деятельности коммерческих и государственных структур выделяются различия в отношении к деньгам у представителей этих групп. Так, для государственных служащих определяющим является именно высокая зараб ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...