Для первичной и вторичной профилактики нервно-психических расстройств у больных с церебральными параличами необходимо создание условий, при которых у детей будут формироваться адекватная самооценка, уверенность в себе и самокритичность, формироваться мотивация на достижение реальных целей.
Успешная абилитационная работа с больными церебральными параличами, в свою очередь, способствует профилактике невротических расстройств. Так, тренировка взаимного контроля руки и глаза, действий с предметами формирует зрительно-осязательные ассоциации, являющиеся основой пространственной ориентировки, делает ребенка с церебральным параличом увереннее в себе, самостоятельнее, снижает уровень тревоги, способствует преодолению страхов. Однако большинство детей с церебральными параличами нуждаются в психотерапии. При работе с ними основными психотерапевтическими «мишенями» являются:
• искаженная внутренняя картина болезни;
• острое переживание своих недостатков;
• высокий уровень тревожности;
• нарушения самооценки;
• дисгармония семейных отношений;
• специфические нарушения коммуникаций;
• рентное отношение детей к собственному заболеванию;
• склонность к манипулятивному поведению;
• симбиотические отношения с матерью;
• недостаточный самоконтроль.
В процессе психотерапии в работе с каждым пациентом помимо психотерапевтических задач целесообразно ставить задачи психопрофилактики и психокоррекции. Они решаются согласно принятому во всем мире саногенному подходу к проблемам пациентов через формирование и совершенствование так называемых копинг - механизмов личности. То есть важно не столько стремиться избавить больных от симптомов и разрушить «механизм накопления проблем», сколько помочь личности сформировать, а нередко просто запустить заблокированный невротическим конфликтом «механизм решения проблем».
Для решения психотерапевтических задач возможно применение индивидуальной, групповой, семейной психотерапии.
При индивидуальной форме работы используются методики рациональной, когнитивно - поведенческой, игровой психотерапии, аутогенной тренировки, гипно - суггестивной психотерапии, арттерапии, песочной терапии и др.
Групповая психотерапия особенно показана детям с выраженными расстройствами коммуникаций, с высоким уровнем тревожности, со сниженным самоконтролем. Формирование группы осуществляется в ходе индивидуальных сессий, посвященных присоединению к больным, созданию психотерапевтических доверительных отношений и диагностике расстройств, выявлению их причин, определению психотерапевтических мишеней. Группа формируется с учетом психотерапевтических показаний и противопоказаний. Осуществление собственно групповой психотерапии рекомендуется проводить в несколько этапов:
• этап адаптации пациентов в группе, знакомства друг с другом, принятия правил, создание групповых ритуалов;
• этап активных групповых занятий. Само - и взаимо- анализ вербальных компонентов эмоциональности, экспрессии в контексте групповой ситуации, ситуаций в семье, в коллективе (в детском саду, в школе). Дискуссии, в том числе по поводу своей болезни, ее проявлений, лечения, прогноза. Разыгрывание ролевых ситуаций. Творческое самовыражение. Этот период является самым длительным по времени и важным, так как дает массу информации для анализа и построения следующих сессий. Число сессий данного этапа варьируется в зависимости от задач, стоящих как перед группой в целом, так и перед каждым ее отдельным членом.
• заключительный этап — закрепления результатов и оценки эффективности, планирование дальнейшей работы.
Для групповой психотерапии детей с церебральными параличами хорошо зарекомендовала себя разработана бифокальная форма психотерапии, при которой параллельно проходят занятия с детьми и с их родителями. Ее преимущества заключаются в том, что актуализация и структурирование социального опыта больных с церебральными параличами проходили в ситуации «здесь и теперь». Зрелая группа продуктивно выполняла свои психотерапевтические функции, Способствовала позитивному воздействию на психотерапевтические мишени, пациенты чувствовали ее поддержку. Было отмечено, что эффективность работы в группе во многом зависит от наличия эталонов мужского и женского поведения. В связи с этим занятия рекомендуется проводить котерапевтам разного пола.
При оказании психотерапевтической помощи семьям, имеющим детей с церебральными параличами, поднимаются следующие проблемы:
• ограничение социальных контактов членов семьи;
• ограничение трудовой деятельности матерей детей с церебральными параличами;
• симбиотическая связь ребенка с матерью, приводящая к амбивалентным отношениям в системе «мать—дитя»;
• рентное отношение самого ребенка и его матери к болезни, воспитание «в культе болезни»;
• большая материальная зависимость женщин от мужей, создающая нередко напряженность в отношениях супругов;
Читайте также:
Национально-психологические особенности характера
Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то, что определяет общий стиль жизнедеяте ...
Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей
Катализатор любой конфликтной ситуации - это стремление противостоящих сторон к достижению определенных общественно или лично значимых целей. Цели сторон - движущая сила конфликтной ситуации. В оправдание цели конфликта с позиции каждой и ...
Формирование отношения к себе ребенка с церебральным параличом
Отношение к себе формируется у ребенка с церебральным параличом под воздействием отношений к нему окружающих, особенно членов семьи, а также определяется успешностью его адаптации в окружающей среде и психологическими защитами, которыми о ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...