Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»

Информация » Различия в степени компетентности в общении выпускников городских и сельских школ » Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»

Страница 1

Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то:

При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридическому соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. [16]

Понятие «компетентность» весьма растяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью»: большинство людей, стремящихся пользоваться услугами компетентного врача, подразумевают, что это человек, от которого можно ожидать высокой компетентности. Таким образом, в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение.

Коммуникация (от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь») — связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию [15, 225].

Общение — это «процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия» [11, 276]; «психический контакт между людьми, возникающий при обмене информацией и приводящий к взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию» [15, 351]. Общение — частный и специфичный вид коммуникации.

В отечественной психологии традиционно в структуре общения выделяются три следующие стороны: коммуникация (передача информации), интеракция (взаимодействие) и перцепция (взаимовосприятие). Обязательными предпосылками общения являются наличие контакта между людьми, общность их языка и тезаурусов — запасов смысловой информации.

Общение — взаимный процесс: общающиеся стороны оказывают влияние друг на друга, передают друг другу информацию, обмениваются эмоциями. Возникающий при этом психический контакт может быть непосредственным («лицом к лицу»; например, при встрече) и опосредованным (теми или иными техническими средствами: с помощью писем, телефонного разговора).

В зависимости от количества общающихся людей различают три вида общения: межличностное — между двумя субъектами; личностно-групповое — между человеком и группой; межгрупповое. По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.

При непосредственном общении между людьми устанавливается (в порядке увеличения) соответствующая дистанция: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся — близкие знакомые, друзья; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные (деловые) контакты; публичная возникает между докладчиком и аудиторией, между артистом и зрителями.

Средства общения делят на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).

Общение рассматривается как необходимое условие всякой совместной деятельности или ее сторона, а также как самостоятельный вид деятельности, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития.

Антуан де Сент-Эзюпери полагал единственной настоящей роскошью — роскошь человеческого общения. На данную тему рассуждали философы на протяжении веков, и остаётся она актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим — партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции — владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций — один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров — коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности — перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Отцовство как психологический феномен
Исследования, проводимые в области исследования воспитания детей в семье, уделяют огромное значение отношениям ребенка и матери, роли матери, влияние материнства на развитие личности женщины, влияние матери на развитие ребенка. Эти исслед ...

Причины возникновения стресса
Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением. Итак, выделим источники стресса: 1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расстав ...

Возникновение и развитие гештальтпсихологии
Впервые, понятие «гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта