При этом по мнению Е.П. Ермолаева в любой профессиональной деятельности где имеется влияние профессионально-этических требований связано с двумя уровнями профессионального самосознания:
1) актуальный уровень, который обеспечивает реальное функционирование профессионального пространства учреждения, организации, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. Это любые преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет выполнения в условиях конкретного учреждения, организации или фирмы. Он реализуется в профессиональной деятельности руководителя, учитывающего личностные особенности сотрудников и психологическое своеобразие подчиненного структурного подразделения;
2) потенциальный уровень содержит в себе компоненты и структуры личности, так компоненты личностного плана представляют собой общую направленность на дело, эрудицию и профессиональное мастерство. Компоненты деятельностного плана включают в себя целеполагание, стиль деятельности, общение и поведение, самосовершенствование в профессиональной деятельности.
Перечисленные компоненты не могут исчерпывать всего содержания профессионального самосознания, а лишь составляют ее ядро. При определенном уровне сформированности они позволяют успешно совершенствоваться в процессе своей повседневной профессиональной деятельности [27, с. 164 – 166].
По мнению Н.Н. Петровой профессионально-этические требования формируют такие личностные качества медицинского работника как компетентность, высокий профессионализм (владение всем арсеналом средств медицинского воздействия), «клиническое мышление», а также выдержанность, хладнокровие, выносливость, умение принимать решения в условиях дефицита времени, гуманное отношение к больным. Интерес к процессу труда формируется постепенно, являясь одним из важнейших условий успешной профессиональной адаптации [67, с. 172].
Вместе с овладением мастерства профессии происходит перестройка мотивационной сферы, образуются мотивы, связанные с интересом к содержанию труда, процессу деятельности, стремлением поддержания своего трудового авторитета. По словам А.Н. Леонтьева особое значение стоит придавать такому механизму личности, как «сдвига мотива на цель». Развитие операционально-технической стороны деятельности приводит к появлению новых мотивов, а они, в свою очередь, «подтягивают» операциональную. Перестройка мотивационного комплекса влечет за собой формирование новых интересов и потребностей, приводит к расширению сферы деятельности субъекта, изменению его реальных и идеальных отношении с действительностью, вводит в новую систему взаимосвязей с людьми, формирует профессиональное самоопределение [48, с. 286 – 291].
В процессе овладения профессией значительную перестройку претерпевает мотивационно-потребностная сфера личности. Особенности и направления ее развития определяются типом профессий, богатством их содержания, составом действий, сложностью задач, определяющих длительность обучения, уровень квалификации, представленность элементов самовыражения [26, с. 164]. В профессии врача, с относительно богатым содержанием профессиональные мотивы изначально лежат внутри деятельности как таковой, и их динамика характеризуется расширением и обогащением мотивационно-потребностной сферы профессионалов. На начальном этапе деятельность мотивируется в первую очередь, интересом к процессу труда, стремлением приобрести квалификацию, стать специалистом высокого уровня. В ходе овладения профессией на первый план выдвигаются мотивы самоактуализации, раскрытия способностей и потенциальных возможностей в профессиональном труде [36, с. 100 – 102].
Читайте также:
Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимос ...
Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной
жизни
Моногамная семья существует более трех тысячелетий, прежде всего потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают личным потребностям большинства людей, позволяют реализовать потребность в продолжении рода, ...
Первые опыты оказания помощи детям с психофизическими нарушениями и их
семьям
Опыт Жана Итара постепенно приобретает в Европе популярность. Им широко пользуются его коллеги-врачи, которые результатами своей деятельности доказывают возможность лечения и воспитания детей с отклонениями в развитии (Пинель, Эскироль, 1 ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...