Многие дети с дефектами зрения очень чувствительны к музыке, следует использовать эту их особенность в процессе обучения и воспитания. Для поднятия общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи можно петь с ним песенки, разучивать стихотворения, сказки, но обязательно при этом объяснять их смысл. Следует избегать механического заучивания.
Некоторые дети с дефектами зрения боязливы, малоконтактны. Поэтому необходимо обогащать чувственный и практический опыт ребенка, постепенно вводить его в круг здоровых сверстников.
Уже в дошкольном возрасте готовят ребенка к обучению грамоте путем развития чувствительности пальцев рук. Слепых детей обучают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля. При этом образы букв и слов формируются на основе тактильного восприятия выпуклых точек. Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести выпуклых точек. В настоящее время в процессе обучения слепых и слабовидящих детей все шире используются современные достижения бионики и электроники.
Необходимо учить ребенка ориентироваться в своей квартире и передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а также вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице.
Существуют различные технические средства, обогащающие ориентировку слепых в пространстве. Специалисты-тифлопедагоги подберут необходимые приспособления для вашего ребенка.
Развитие ориентировки в пространстве и свободного передвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром, расширения их кругозора.
При воспитании слепого ребенка очень важно научить его использовать слух, осязание рук и ног, а также остаточное зрение в восприятии окружающего мира и развитии познавательной деятельности.
Развитие моторики, физическое воспитание слепого ребенка имеет большое значение для формирования его личности и прежде всего таких качеств, как смелость, решимость, уверенность в себе, умение преодолевать трудности.
Ранний и дошкольный возрасты являются наиболее результативными для стимуляции зрительной функции при дефектах зрения. Остаточные зрительные функции необходимо постоянно использовать, несмотря на тяжесть дефекта зрения. Важное значение в коррекционной работе с ребенком с нарушением зрения имеет специальная логопедическая работа. Она проводится поэтапно с учетом уровня сформированности речи. При проведении логопедической работы следует избегать в речи ребенка вербализма и эхолалии. Логопед отвечает за специальный подбор дидактического материала соответствующей величины, объема и окраски, использование рельефных картинок и специальных наборов игрушек для тактильного опознания. Родителей слепого ребенка специалисты научат:
• как постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (показывать, рассказывать об их внешнем виде, свойствах, назначении);
• предоставить ребенку возможность для обследования предметов, разных по назначению, фактуре и т. д.;
• привлекать его к выполнению домашних дел — для обогащения сюжетной и творческой игры и трудового воспитания ребенка;
• заинтересовать ребенка игрой в хватание, дергание, отталкивание подвешенных погремушек, доставляющих ребенку удовольствие от новых осязательных и слуховых впечатлений. Показать ребенку, как найти игрушку, передвигая руку ребенка по поверхности стола и называя игрушки.
Читайте также:
Исследование личности потерпевшего
В последнее время важное место в криминалистических исследованиях отводится роли жертвы в генезисе самого преступления, ее межличностным связям и отношениям с преступником. Более 65% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состояни ...
Формирование общественной
направленности личности
Известно, что потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он прежде всего стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны со взрослым поведением. Причем в большей степени он будет «счит ...
Юность, её характерные
психологические особенности
Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительн ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...