В период дошкольного детства взрослый (особенно значимый) является для ребенка непререкаемым авторитетом. Дети смотрят на многие поступки сверстников глазами взрослого, и если педагог оценивает тот или иной поступок положительно, то и они воспринимают его как образец для подражания; отрицательная оценка взрослого становится таковой и для них. Более того, если воспитатель, допустим, положительно оценивает рисунок ребенка, но не дает оценки результату рядом сидящего сверстника, то тот зачастую сам обращается к нему: "А у меня так? А у меня правильно? Красиво?", т. е. налицо потребность дошкольника в одобрении педагога.
То же самое можно сказать и об оценке личностных качеств воспитанников педагогом. Если он к тому же, оценивая их поступки, использует такие эпитеты, как "добрый", "внимательный", "ласковый", порой приводя сравнение с полюбившимися литературными героями: "Наша Вера — настоящая Машенька-рукодельница", "Ну ты у нас как Крошечка-хаврошечка, заботливая хозяюшка", "А Дениса по праву можно назвать "Мальчик-Помогай", то дети при этом испытывают добрые чувства (в их памяти оживляются пережитые ранее эмоции, вызванные при восприятии художественного произведения).
Другой важной особенностью оценки является то, что она, адресуясь кому-либо из детей, в преобладающей мере звучит в окружении сверстников, и потому ее воздействие не ограничивается влиянием на оцениваемого ребенка. Ребята проникаются гуманным отношением к этому сверстнику и повторяют подобные поступки, стремясь заслужить похвалу педагога. Причем восприятие оценки детьми любого действия сверстника "разливается", т. е. переносится на личность оцениваемого. Так, если педагог говорит: "Вася, как ты хорошо нарисовал!", то дошкольник начинает считать Васю хорошим, а следовательно, с ним можно играть, дружить и т. д. Вот почему в течение дня очень важно почаще пользоваться положительной оценкой, чтобы оказывать влияние на складывающиеся взаимоотношения между детьми, развивать у них тяготение друг к другу. Следует находить поводы, чтобы дать положительную оценку каждому ребенку. Следовательно, правильно пользуясь оценкой, педагог имеет возможность управлять поведением воспитанников и способствовать развитию у них гуманных чувств и отношений.
Нами изучен опыт работы Муниципальных образовательных учреждений г. Рязани. [14; 22] Приоритетным направлением работы этих детских садов является социально-нравственное воспитание дошкольников. Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим – непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить ребенка от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическое здоровье. В результате дети не учатся понимать окружающих его людей, сочувствовать им. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Было предложено изготовление куклы Хорплоши (вывортной или двусторонней). Одна сторона – хорошая, добрая, а другая злая.
Полноценное восприятие Хорплоши как живого существа способствует обогащению жизненного опыта ребенка, формированию его нравственно-моральных качеств.
С этой куклой проводились занятия (Приложение 2), оформлялся уголок с детскими рисунками и правилами поведения.
Изучен опыт детского сада г. Москвы [26] по проведению занятий по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста (Приложение 3), основная цель которых – научить правилам вежливости и приучить детей к большей самостоятельности в поступках и мыслях. Авторы статьи убедительно доказали, что после проведения занятий дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым. Речь детей стала более образной. После проведенной работы был сделан вывод, что если ребенку просто сообщают правила поведения – это может пройти мимо его сознания; то, до чего он додумался сам (его собственное "открытие"), остается навсегда.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.
Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Читайте также:
Мотивационная
сторона в становлении психики
В переводе с древнегреческого «психология» – это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Мы уже говорили о существовании различных точек зрения на такой сложны ...
Страх одиночества
Всех нас переполняют тревоги. Как бы хорошо мы ни устроились в этой жизни, это не дает гарантии умиротворения. За внешними успехами и достижениями, обычно, скрываются провалы и поражения внутренние. Изучение и решение душевных проблем у н ...
Классификация и виды потребностей
Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Нек ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...