Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях

Информация » Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю » Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях

Страница 1

Готовность к действию характеризуется направленностью на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; приписывание личностного смысла выполняемому действию. Готовность к действию реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологических факторов готовности [27]. C конца 50-х годов XX в проблема психологической готовности человека к деятельности стала объектом пристального внимания отечественных психологов. В психолого-педагогической литературе накоплен теоретический и экспериментальный материал о феномене готовности человека к разным видам деятельности, сформулировано понятие готовности, определены содержание, структура, пути формирования психологической готовности и условия, влияющие на динамику и устойчивость ее проявлений. Проведены исследования психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности: военной (М.И. Томчук), спортивной (А.Д. Ганюшкин), педагогической (П.П. Горностай, Т.В. Иванова, М.В. Левченко, Л.Н. Разборова); психологической готовности детей к обучению в школе (М.Н. Костикова, Е.Е. Кравцова); готовности человека к деятельности в экстремальных условиях (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко) и т.д. Содержание понятия "психологическая готовность" не имеет сегодня однозначной трактовки, как не существует и общепризнанного его определения.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович определяют готовность к деятельности как "целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение" [7, с. 4] т.е. говорят о психологической готовности как о сложном целенаправленном проявлении личности. По мнению Д.И. Фельдштейна, "психологическая готовность - это концентрация сил личности, направленных на осуществление определенных действий" [13, с. 49]. Исследования психологической готовности к деятельности ведутся в нескольких направлениях. По мнению одних авторов, психологическая готовность - это особое психическое состояние, других - устойчивая характеристика личности. Н.Д. Левитов одним из первых определил готовность к деятельности как психическое состояние личности. Потребность в деятельности, устойчивое положительное отношение к ней - вот что является показателем психологической готовности, ее решающим компонентом. Уровень умственного развития, усвоенные знания и умения долгое время считались основными критериями готовности человека к деятельности.

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович определяют психологическую готовность как устойчивую характеристику личности [7,8], рассматривая ее как целенаправленное выражение личности, включающее взгляды, убеждения, отношения, чувства, мотивы, волю и интеллектуальные качества, знания, умения, установки, т. е. весь спектр личностных проявлений человека. Структура психологической готовности представляет собой сложное образование, характеризующееся как личностными компонентами (особенности мотивов, интересов и отношений к деятельности; положительные качества личности, важные для продуктивной работы), так и операциональными (система знаний, общетрудовые умения и навыки). Речь идет о личностно-операциональной готовности к деятельности. Очевидно, что личностные и операциональные компоненты готовности тесно взаимосвязаны: уровень практической (операциональной) готовности человека к деятельности в значительной мере зависит от его личностной ориентации на эту деятельность.

Устойчивая психологическая готовность к сложным видам деятельности рассматривается и как устойчивая характеристика личности (не зависящая от конкретной ситуации). Помимо готовности как психического состояния, существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность - существенная предпосылка успешной деятельности. Длительная готовность, в отличие от состояния кратковременной готовности, является устойчивой системой качеств личности, необходимых для успешной деятельности человека в различных ситуациях. Подходы к определению сущности психологической готовности человека к деятельности не следует противопоставлять друг другу. Между ними трудно установить границу, так как состояние готовности, закрепляясь в деятельности, может превратиться в характеристику личности, не зависящую от ее действий в конкретной ситуации. Оба вида готовности проявляются и формируются в процессе деятельности и эффективно реализуются при условии целесообразного управления и самоуправления [17, с. 20].

Психологическая готовность представляет собой сложное структурное образование. Разные авторы выделяют в ней различные компоненты. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича [7,8], структура психологической готовности включает следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный. Основанием для их выделения являются составляющие процесса труда: осознание цели и поставленных задач, выработка плана предстоящих действий и его выполнение, регулирование действий в соответствии с поставленными задачами, сравнение полученных результатов с целью деятельности. Такой подход правомерен, так как данная структура психологической готовности может быть соотнесена с любым видом деятельности. Компоненты готовности к тому или иному виду деятельности связаны с ведущими качествами личности. Анализ различных, порой противоречивых, подходов к структуре психологической готовности к деятельности позволяет выделить три уровня изучения готовности: функциональный (учитываются психические функции, необходимые для достижения высоких результатов деятельности), личностный (акцент делается на свойствах и качествах личности) и комплексный (функционально-личностный).

Страницы: 1 2

Читайте также:

Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Длительный опыт одиночества со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Последствие одиночества для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характерист ...

Развитие психодиагностики в период с 1901 года по 1917год
Психодиагностика, родившая в конце XIX века и выступающая в качестве науки об индивидуально-психологических различиях и претендующая на их измерение, подошла к началу нового века закаленной в дискуссиях и спорах об измерении интеллекта, п ...

Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения
Эффективность психосоциальной работы с подростками-правонарушителями зависит от коллектива сотрудников. Структурными звеньями являются работники различных отделов и служб, психосоциальный работник, работники общеобразовательной школы, соц ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта