Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее рельефных периодов личностного развития школьников является их переход из начальной школы в среднюю, когда существенно меняется социальная ситуация развития.
Мой двадцатилетний опыт школьной практики свидетельствует о том, что переход на вторую ступень общего образования не всегда происходит у учащихся бесконфликтно и безболезненно. Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым требованиям. Переход же в 5 класс психологически неготовых учащихся может вызвать или еще более усугубить их негативное отношение к учебе и школе в целом. Трудности переходного периода прямо или косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания, а также на психическое и соматическое здоровье школьников.
Адаптационный период обучения в 5 классе является для выпускников начальной школы особенно сложным, так как им приходится преодолевать ряд серьезных трудностей, испытывать на себе новые, порой непосильные требования. Именно в это время высока вероятность возникновения у учащихся школьной дезадаптации, приводящей к снижению школьной мотивации и успеваемости, развитию негативных психических состояний (тревожности, страхов и др.), снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это создает ситуацию адаптационного риска, который тем более вероятен, чем менее школьник к нему подготовлен.
Одним из условий, гармонизирующих процесс адаптации, является психологическая готовность младших школьников к обучению в основной школе, которая выступает субъективным фактором, способствующим профилактике, нивелированию и преодолению трудностей адаптационного периода. Первый год обучения на второй ступени общего образования имеет для школьников огромное значение, так как от его успешности во многом зависит то, как сложится их дальнейшая жизнь и деятельность в основной школе. Только специалисты, работающие с детьми в начальной школе, могут помочь решить эту и ряд других задач, связанных с подготовкой детей к переходу в основную школу. Мне как преподавателю начальных классов очень важно изучить данную проблему и помочь своим учащимся как можно легче адаптироваться в пятом классе.
Читайте также:
Описание методики Тулуз-Пьерона
Одной из мощной альтернатив аппаратных методов исследования ММД является методика Тулуз – Пьерона, относящаяся к методикам типа бумага-карандаш и являющейся разновидностью корректурной пробы.
Обследование с помощью теста Тулуз-Пьерона мо ...
Средства общения
Средствами общения являются различные знаковые системы. Прежде всего:
А) Речь, язык, относящиеся к вербальным средствам общения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информацию. Для коммуникатора смысл информации пр ...
Индивидуальная жизнь как психологический феномен
В этой главе мы рассмотрим уникальность индивидуальной жизни на каждой ступени развития.
· Новорожденный судорожно хватает ртом воздух, чтобы наполнить им легкие, и криком оповестить о своем появлении на свет.
· Младенцы привязываются к ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...