Теории личности

Информация » Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности » Теории личности

Страница 5

Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные говорит о возможных ее уровнях. Например, он говорит о возможности выражать гиперкомпенсацию. Умение выработать сверхкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые безвольные люди начинают совершать мужественные действия. Более того, в гиперкомпенсации Адлер усматривает механизм творчества, активности. В качестве примера он любил ссылаться на личность Наполеона и считал, что особые способности Наполеона как полководца объяснялись отчасти тем, что у того было обостренное чувство неполноценности из-за малого роста.

Адлер выделил три основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадет стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувств неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

Таким образом, Адлер предпринял попытку социализировать теоретические воззрения Фрейда, хотя, как мы видим, чувство неполноценности по своей природе является врожденным, поэтому ему не удалось полностью избежать биологизации.

Перечисленные авторы не считали себя прямыми последователями Фрейда. Основными представителями неофрейдизма являются непосредственные ученики 3. Фрейда — К. Хорни и Г.С. Салливан.

Карен Хорни была вначале преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой горячо благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала резко критиковать Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденциям — либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм.

Основу сущности человека Хорни усматривает во врожденном чувстве беспокойства. Младенец рождается с этим чувством, и уже с первых дней своей жизни он начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. Чем вызвано это чувство? По мнению Хорни, человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Все, что делает человек, — это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. Хорни называет его чувством коренной тревоги, которая детерминирует поступки человека. Коренная тревога заставляет человека стремиться к безопасности.

Хорни утверждает, что человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба эти стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы («стратегии») в жизни; второй проявляется в «невротическом стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; третий тип стратегии поведения выражается в стремлении изолироваться от людей; четвертый тип проявляется в признании своей беспомощности («невротическая покорность»),

Хорни делала попытки увеличить количество стратегий, но в конце концов остановилась на трех типах:

1) стремление к людям;

2) стремление отдалиться от людей, стремление к независимости;

3) стремление действовать против людей (агрессия).

Соответственно этим трем типам отношений выделяются три типа невротической личности:

1) устойчивый,

2) устраненный,

3) агрессивный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Читайте также:

Особенности воображения в дошкольном возрасте
Отечественными психологами Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, В.А. Крутецким, А.К. Марковой, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и пс ...

Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками
Современная психология выделяет официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе. А.С.Макаренко назвал официальную систему отношений - «система ответственных зависимостей» [цит. по 6, с. ...

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
темперамент высший нервный деятельность Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля. Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта