Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Информация » Эффективность применения игровых приемов в психологической коррекции внимания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 2

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном. [10]

Специфика речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариантности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия [23].

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием встречается некоторая задержка лексико-грамматического развития. Бывают недостатки произношения, которые сопровождаются недоразвитием звукового анализа, вследствие недостаточной сформированности фонематических обобщений и представлений.

В этих случаях дети затрудняются не только в произношении, но и в слуховой дифференциации звуков речи, что приводит к недостаточно полному и точному овладению звуковым составом слова.

Ребенок может повторять все звуки, но в его самостоятельной речи сходные по звучанию и артикуляции звуки или смешиваются, или произносятся близко к одному какому-нибудь звуку.

Замены и смешения обычно происходят в определенных пределах, они распространяются лишь на те звуки, которые отличаются друг от друга одним каким-либо признаком, - на так называемые «оппозиционные» звуки. Таким образом, замены и смешения наблюдаются между определенными фонетическими группами. Таковы смешения и замены звуков внутри свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых, р и л.

Чаще всего смешения наблюдаются среди пары звуков, например, с и ш, б и п и т.д.

Иногда смешение сочетается с искаженным произношением отдельных звуков или отсутствием и постоянной заменой их другими. Искажения наблюдаются чаще всего среди свистящих звуков (боковое, межзубное, их произношение) и звуков р и л.

Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются пропуски отдельных звуков или частей слова. в основном пропускается безударная часть слова или согласный звук в словах со стечением двух и боле согласных.

Иногда могут наблюдаться и лишние звуки в словах. Нарушения слоговой структуры слова свидетельствует о том, что у детей нет достаточно четкого представления о звуковом составе слова.

Произношение может быть нарушено в различной степени: от совсем невнятного и искаженного, когда неправильно произносятся многие звуки, до достаточно разборчивого, с дефектами произношения единичных звуков; в некоторых случаях отмечается лишь общая смазанность и нечеткость речи.

Недостатки произношения во многих случаях является показателем недостаточной сформированности фонематического развития [21].

В некоторых случаях фонематические затруднения более стойкие по сравнению с произносительными. У многих детей дефекты устной речи могут быть уже сглажены и незаметны, но звуковой анализ слов им труден. У других детей при отсутствии выраженных дефектов произношения отмечается смазанность, нечеткость или недостаточная артикулируемость звуков при произношении слов, затруднения в произнесении слов, сложных по структуре, недоговаривание некоторых слов и т.д., свидетельствующие о том, что у них было недоразвито произношение. Несмотря на кажущееся благополучие фонетической стороны речи, дети отстают в фонематическом развитии. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям

Затруднения в слуховом восприятии выступают с наибольшей полнотой при различении близких по звучанию фонем. При этом обнаруживается, что восприятие речи лишено необходимой четкости. Дети не в состоянии правильно различить такие пары звуков, как д и т, п и б, с и ш, р и л, или слоговые сочетания, состоящие из этих звуков, типа да-та, са-ша [25]

Преодоление фонетико-фонематических отклонений речи имеет в своей основе развитие познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдений, сравнений и обобщений в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов упражнений, направленных прежде всего на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Размер малой группы
Размер – это главная характеристика группы. Принято говорить о верхнем и нижнем количественных пределах группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7. Началом малой группы можно считать диаду (2 чело ...

Необходимость духовно-нравственного развития молодёжи
Если общество рассматривать как единый организм, то молодёжь в нем выполняет, прежде всего, функцию регенерации этого организма, то есть за счет нее происходит восстановление утраченных и деградировавших частей. Процессы регенерации - осн ...

Судебно-психологическая экспертиза
Судебно-психологическая экспертиза – это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом-психологом – в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта