В мотивационном профиле личности преступника, наряду с ведущим мотивом избежать наказание, выявляется еще одна новая для него потребность, связанная с ситуацией правовой неопределенности его положения (недостаточная доказанность его вины, альтернативы в квалификации деяния и в назначении меры наказания), которая затрагивает жизненно важные для него перспективы. Преступник начинает испытывать потребность устранить возникшую ситуацию неопределенности, заполнить своим активным деятельным участием своеобразный информационный вакуум. Побуждения, связанные с этой потребностью, бывают настолько сильными, что даже такая потребность, как желание во что бы то ни стало избежать наказание, уступает ей свое доминирующее положение. Это объясняется еще и тем, что ситуация неопределенности нередко обусловливает появление характерных эмоциональных явлений: психической напряженности и страха. Ситуация неопределенности является объективным фактором, который влияет на дальнейшие мотивационные процессы личности правонарушителя, и нередко побуждает его давать правдивые показания. Важнейшими факторами преступного поведения являются особенности и свойства личности преступника: направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, свойства характера. Кроме этого, воздействие социальной среды на формирование личности преступника и его поведения до совершения преступления и в его процессе также играют очень важную роль.
Все эти «внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие решения совершить преступление, находятся в тесном взаимодействии. Свойства личности, равно как и объем внешней информации, определяют не только количество, но и содержание вариантов поведения, которые корректируются моделями прогнозируемого будущего».
Кроме этого, в ЮП существуют так называемые безмотивные преступления
. Это условное название, поскольку речь идет о сознательной деятельности человека, но установить мотив преступления традиционным путем бывает чрезвычайно сложно.
Первую группу безмотивных умышленных преступлений
составляют преступления, внешне отличающиеся своей бессмысленностью, непонятной избыточной жестокостью по отношении к жертве, неадекватным характером насильственных действий. Скрытая от первого взгляда мотивированность таких действий нередко вызывает сомнения относительно психического здоровья подозреваемого. А исключение психического заболевания по результатам судебно-психиатрической экспертизы еще больше обостряет возникшую проблему. Поиск мотива может зайти в тупик, если следователь продолжает мыслить традиционно, не учитывая возможную полимотивированность совершения противоправного действия.
И лишь после того как удается разрушить привычный стереотип мышления и перейти к более глубокому исследованию всей мотивационной сферы личности, включающей в себя не только отдельные потребности и интересы, но и скрытые в глубинах психики индивида, его влечения, настроения, психические состояния, можно понять кажущуюся на первый взгляд «безмотивность» преступления и найти его истинные мотивы.
Особую сложность представляют случаи, когда преступник имеет психические отклонения от нормы (но вменяем), наделен акцентуированными чертами характера, психопатизирован или склонен к аномальным формам реагирования, испытывает серьезные трудности в процессе социальной адаптации в новых условиях жизни, в экстремальных условиях деятельности.
Читайте также:
Методы выявления акцентуаций
Важнейшим средством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстано ...
Четырехуровневая иерархическая система организации поведения
Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.
Нижний уровень - специфические действи ...
Самооценка и условия ее формирования в младшем школьном возрасте
Парадоксально, но именно к началу обучения в школе – примерно к 7 годам (младший школьный возраст) - дети впервые формируют глобальную оценку. Они уже готовы ответить на вопросы о том, насколько они себе нравятся, насколько они счастливы ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...