– совершаются рефлекторно, не подвергаются сознательной регуляции (отдергивание руки от источника тока, горячих предметов и др.). Данные действия редко представляют интерес с правовой точки зрения, и подробно в ЮП не рассматриваются.
Импульсивные или импульсивно-аффективные
действия возникают в момент аффективной вспышки, и их контролирование непосильно для субъекта. Эта их особенность при конструировании уголовно-правовых норм учтена законодательством (ст.107, 113 УК РФ).
Волевые действия
четко осознаются и регулируются субъектом. Они целенаправленны. Их совершению предшествуют выбор цели, процессы мотивации, принятия решения. Прогнозируются результаты, вносятся определенные поведенческие коррективы по мере их совершения. Однако в зависимости от ситуации, уровня эмоционально-волевой устойчивости субъекта волевые действия могут перерастать в импульсивно-аффективные, необходимые для аффективной разрядки, снятия эмоционального напряжения.
Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа
.
1 этап – мотивационный
. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние
, которое может перейти в мотив противоправного поведения
. Это происходит в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом. На данном этапе нередко наблюдается борьба мотивов
, активизируются процессы целеобразования, выбора объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать, но затем происходит своеобразный сдвиг мотивов на цель.
Завершением данного этапа является прогнозирование
и принятие решения
. После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления. В случаях готовящегося группового преступления распределяются роли с их функциональными обязанностями среди его участников.
Сердцевиной мотивационного этапа является формирование мотивации преступного поведения
. Оно имеет многоплановый характер. Здесь можно выделить следующие наиболее важные составляющие:
- появление потребности как источника активности личности;
- переход потребности в мотив противоправного поведения.
Вначале формируется потребность
, которая может существовать без связи с объектом преступления. Затем потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет – свою побудительную и направляющую функцию, т.е. становится мотивом
.
В результате переживания субъектом возникшей потребности как своей личностно значимой, появляется особое, актуальное для субъекта потребностное состояние.
Оно все с большей силой оказывает влияние на отношение субъекта к объектам (предметам), способным удовлетворить эту потребность. В последующем при значительном расхождении потребностного состояния с возможностями удовлетворения потребности могут появится отрицательные эмоции, которые могут стать предпосылками конфликтного противоправного поведения.
Читайте также:
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Эмпирическое исследование особенностей воображения дошкольников с ОНР проводилось на базе МДОУ № 417 Сормовского района города Нижнего Новгорода.
Кирилл Г. (ОНР II уровень). В контакт с окружающими вступает легко. Адекватное поведение. С ...
Игра с правилами
В конце концов, претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам.
Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспро ...
Гэмблинг
Азартные игры Аддиктивные расстройства лучше изучать на примерах аддикции, не связанных с приемом химических веществ, которые оказывают токсическое воздействие на организм человека и тем самым осложняют понимание основных механизмов аддик ...