Вторым направлением
юридической психологии является разработка проблем свидетельских показаний.
Третьим направлением
работ по юридической психологии стала разработка методов психологической диагностики.
Четвертым направлением
явилась разработка и использование психологической экспертизы, которая базировалась на данных экспериментальных исследований в области свидетельских показаний. В этом направлении много работал К. Марбе. В 1926г. он опубликовал монографию «Психолог как эксперт в уголовных и гражданских делах», а Штерн и Клапаред сами выступали в судах в качестве экспертов.
Пятым направлением
развития юридической психологии явилось выделение из психологии труда («психотехники») – раздела, посвященного психологическому изучению следственно-судебной деятельности как профессии, разработка профессиограмм следователя, судьи. И здесь огромную роль в разработке основ профессионального отбора юристов сыграла работа Г. Мюнстерберга «Основы психотехники» (1914), в которой был специальный раздел, посвященный использованию психологии в праве и профотбору.
Подытоживая историю становления ЮП как науки, следует назвать нескольких видных ученых и их основные труды, которые внесли большой вклад в ее мировую историю. Это «Основы психологии для юристов» немецкого ученого-юриста М. Липпмана (1914), «Психология и преступность» бельгийского криминалиста и психиатра Р. Луважа (1956), «Правовая и криминальная психология» американского ученого-криминалиста и психолога Г. Тоха (1961), «Криминальная психология» американского юриста и психолога Д. Абрахамсена (1967), «Психология наказания и исправления» англичанина Н. Джонстона (1970), «Психология преступности и уголовного правосудия» американского ученого-юриста и психолога Г. Тосба (1979).
Развитие юридической психологии в России
имеет более сложную и противоречивую историю, особенно в ХХ столетии, где она повторяет достаточно трагический путь развития психологии в СССР, и условно подразделяется на несколько периодов:
1. Развитие юридической психологии в России в начале века (до 1917 года);
2. Период развития советской юридической психологии (до 1991 года);
3. Постсоветский период развития ЮП (с 1991 года по настоящее время).
Помимо упомянутой выше монографии И.Г. Посошкова «О скудости и богатстве», где он впервые еще в XVIII веке психологически грамотно объяснил, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, в догоняющей Европу России появилось немало передовых идей по реформированию отсталой судебной системы и интеграции в нее психологических знаний.
В этот период немало прогрессивных мыслей по судебной психологии можно найти в работах известного отечественного просветителя и историка В.Н. Татищева (1686-1750 гг.), автора «Истории Российской с наидревнейших времен». В частности, он считал, что законы часто нарушаются по незнанию, поэтому их необходимо изучать с детства, пока психика ребенка к этому очень восприимчива.
Князь М.М. Щербатов (1733-1790 гг.), не менее известный отечественный историк и философ, автор «Истории Российской с древних времен» указывал на необходимость знания законодателем «человеческого сердца» (доброй человеческой души) и создания законов с учетом этой психологии народа. Именно он одним из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать содержащихся в тюрьмах лиц к работам, он весьма положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступников. Он рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов правосудия с позиций набирающих силу идей гуманизма. В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания.
Первый русский философ-материалист А.Н. Радищев (1749-1802 гг.), автор «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности», значительное внимание уделял изучению социальных корней преступности, разработал программу их криминалистического и психологического анализа. В трактате «О законоположении» он выделил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, а также мотивы и причины совершаемых преступлений, предложил меры предупреждения преступлений, основываясь на показателях психологии преступника.
Кроме этого, в начале XIX века в Московском университете накануне войны с Наполеоном (1806 – 1812 гг.) вводится и читается специальный курс «Уголовной психологии», который становится востребованным новым поколением российских юристов.
Читайте также:
Основные принципы
запоминания новой информации
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая ...
Реакция ребенка и его семьи на эпилепсию
Эпилепсия значительно влияет на психосоциальную функцию, развитие ребенка, а также на семью в целом. Больному ребенку часто трудно владеть собой и той ситуацией, в которой он оказывается. Его повседневная жизнь сильно осложняется нередко ...
Гендерные теории лидерства
Итак, в предыдущем разделе было показано, что гендерные стереотипы не всегда подтверждаются. Поиск причин различий между лидерами – мужчинами и женщинами – можно обнаружить в ряде теорий.
Условно их можно разделить на пять направлений (п ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...