Краткий исторический очерк развития юридической психологии

Информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Краткий исторический очерк развития юридической психологии

Страница 1

Юридическая психология имеет длительный исторический путь развития научного знания, объясняющего причины преступности и намечающего научно обоснованные подходы к решению данной социальной проблемы.

В развитии ЮП можно условно выделить несколько основных этапа:

1. Ранняя история ЮП –

XVIII

в. – первая половина

XIX

в.

2. Становление ЮП как науки – конец

XIX

в. - начало

XX

в.

3. Создание ЮП в начале

XX

столетия, когда в ее основу были положены концептуальные научные психологические теории.

4. Новая и новейшая история ЮП

XX

XXI

вв.

5. Особенности развития ЮП в России в рамках проблемных этапов создания демократического правого государства (особый этап развития отечественной ЮП).

1.На заре человеческой цивилизации основным средством борьбы с преступностью и предупреждения нарушений норм морали, права, социальных запретов, табу, религиозных догм были жестокие публичные казни (сжигание, повешение, четвертование и.т.д.). Страх жестокого наказания выступал как основной, но безуспешный, метод предупреждения преступности. А в превентивной и профилактической работе с преступностью традиционную роль играли различные религиозные культы и конфессии, их институты исповеди, раскаяния, отпущения грехов, воспитательные проповеди, заимствованные из святых писаний. Надо сказать, что этот институт успешно работает и сегодня, а в современной России в эпоху возрождения духовности приобретает еще большее значение.

Однако, первые документально подтверждаемые ростки юридической психологии мы можем обнаружить в античном периоде в трудах древнегреческих философов, таких как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие (5-4 вв. до н.э.).

В частности, именно Демокрит

впервые размышлял и писал о сущности законоисполнительного поведения, подчеркивая, что Закон необходим тем и направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренних влечений: «…Тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить в тайне; тот же, кого побуждают поступать должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-нибудь неподобающее, все равно тайно или явно».

Сократ

в своих трудах также много писал о противоречивой природе человеческого поведения и необходимости совпадения справедливого, разумного и законного. Его идее были удачно развиты Платоном и Аристотелем. В частности, Платонвпервые описал два различных психологических явления, которые лежат в развитии общества, - это потребности и способности людей. По Платону, закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями его членов. В своем труде «Государство» Платон описывает три особенности человеческой души (разум, ярость, вожделение) и соответствующие им три начала государственного устройства (совещательное, защитное и деловое), которое реализуется правителями, воинами и производителями. При этом, социальная справедливость, согласно Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и находилось в иерархической соподчиненности. И это не противоречит выделяемым им 5 видам государственного устройства: аристократическое, тимократическое, олигархическое, демократическое и тираническое, которые связываются Платоном с пятью разновидностями психического склада людей. Но любое государство может погибнуть из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу правителей, стоящих у власти. Так тиранию может погубить безудержный произвол и насилие, а демократию – «опьянение свободой в неразбавленном виде». Поэтому он призывает проводить кандидатам на власть проверку правомерности их душевных качеств и устремлений – «докимасию».

В своем труде «Законы» Платон подчеркивает, что справедливые законы – это не только определения разума, но и такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, - основное средство совершенствования человека.

Его ученик и последователь Аристотель

считал, что человек – существо, не просто социальное, но и политическое, и только в политическом общении завершается его сущностное развитие. Право было разделено Аристотелем на естественное и волеустановленное. Естественное право обусловлено всеобщей природой вещей, везде и всегда оно имеет одинаковое значение. Качество закона определяется тем, насколько он соответствует естеству. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление по Платону – это правление правового закона, а не отдельно взятых людей. Люди, по Платону подвержены чувствам, закон – уравновешенный разум.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта