Экспериментальные задания А.Бине превратил в тесты, установив шкалу, где каждое деление содержало задание, выполнимое нормальными детьми определенного возраста. В Германии Вильям Штерн (1871 – 1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» (англ. «Ай-Кью»). Этот коэффициент соотносил «умственный» возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом. Если коэффициент был меньше единицы, то это свидетельствовало либо о задержке умственного развития, когда умственный возраст ниже биологического, либо об одаренности, если умственный возраст был выше единицы.
В зависимости от способа предъявления материала и вспомогательных средств выделяют различные типы тестов: тесты, выполняемые индивидуально и группой; устно и письменно, вербально и невербально.
Вербальные – это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты, представленные чертежами, графиками, картинками, рисунками, отражают те или иные предметы или их свойства или изучаемые явления. При этом анализируется эмоциональное и личностное отношение исследуемого к предъявляемым материалам.
Различают тесты, изучающие особенности внимания, памяти, мышления, интеллекта, способности и достижения, а также психологические свойства личности.
При проведении психологической экспертизы психологи-эксперты довольно часто используют проективные тесты, которые рассматриваются как приемы опосредованного изучения личности, в ответах которой проявляются и индивидуальные особенности (установки, отношения) и эмоциональные состояния. Наиболее распространен и апробирован проективными тестами являются: тест Роршаха, ТАТ, Розенцвейга, «незаконченные предложения», цветовой тест Люшера и т.д.
Если в качестве испытуемого выступают психотравмированные личности или дети, психологи используют рисуночные тесты: «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Несуществующее животное» и т.д. Такой подход оправдан при проведении допроса у несовершеннолетними, если пережитая ими ситуация их психотравмирует. Например, девочка, как показал опыт психотерапии, которая подверглась сексуальному насилию со стороны пьяного отца, была не в состоянии отвечать на прямые вопросы следователя. В психиатрической практике это далеко нередкий случай. По мировой статистике известно, что каждый двадцатый современный ребенок подвергается или подвергался тем или иным формам сексуального насилия со стороны близких родственников (П.С. Гуревич).
Вполне понятно, что нельзя вести с ребенком разговор на эту тему впрямую. Это может не только травмировать девочку, но даже разрушить весь процесс психотерапии. Вот здесь и приходят на помощь рисуночные тесты, другие психологические методы. И через них в игровой манере можно получить нужную информацию, которая в дальнейшем может послужить более эффективному дознанию.
Метод изучения продуктов деятельности
(рисунков, лепки из пластилина, выжигание, выпиливание и т.п.) широко используется в психологии для изучения личностных особенностей.
Психология использует также статистические методы
, позволяющие математически обработать результаты исследований. Статистические методы позволяют установить определенные зависимости между наблюдаемыми переменными.
Все психологические методы могут быть разделены на две группы: методики высокого уровня формализации и малоформализованные (проэктивные, рисуночные).
В диагностическом обследовании необходимо сочетание формализованных методик и малоформализованных. Использование малоформализованных методов требует высокого профессионализма, поскольку дают результаты, мало зависящие от личности психолога.
Малоформализованные
методы дают возможность познакомиться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе.
При проведении следственной работы широко используется метод направленной беседы. В ходе нее уточняются особенности поведения посягателя в интересующий период. Прицельно выясняются его отношение к тем или иным сторонам жизни, моментам криминального события, ощущения, оценки, детализируются биографические сведения. Беседа может стать и своеобразным приемом прояснения уровня психического развития, осведомленности о разных сторонах жизни, способом выявления некоторых характерологических и личностных свойств.
Читайте также:
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
психология бихевиоризм поведение античный
На протяжении длительного времени метод интроспекции был не просто главным, а единственным методом психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психоло ...
Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию
статуса
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в общ ...
Фрейд и Адлер
Первая из многочисленных размолвок, которыми было отмечено начало истории психоанализа, произошла между Фрейдом и Адлером. Изначально различия между этими двумя направлениями не казались столь глубокими, поэтому, когда в 1910 году венское ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...