, затем разрабатывается методика
. Планируется сам эксперимент.
Исследователь проводит серию опытов и фиксирует количественные характеристики, которые затем анализируются, подвергаются математической обработке.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Кроме того, он позволяет надежнее, чем все остальные методы делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.
Имеются три основные разновидности эксперимента: естественный, ассоциативный и лабораторный
. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психические явления в условиях, более отдаленных или приближенных к действительности. Естественный
научный эксперимент организуется и проводится в жизненных условиях, где экспериментатор создав необходимые условия практически не вмешиваются в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Третья разновидность эксперимента – ассоциативный эксперимент
. Раньше он назывался именно так. А сегодня чаще его называют детектором лжи. Суть его состоит в том, что испытуемому предлагается на каждое предъявленное слово ответить первым словом, которое придет в голову. Образовывающиеся при этом ассоциации анализировались психологами и с известной долей вероятности могли указывать на причастность лица в совершенному правонарушению. В 30-х годах ХХ века наш соотечественник А.Р. Лурия усовершенствовал этот эксперимент, введя с называнием слова-ассоциации и необходимость исследования соответствующей мышечной реакции, даже минимального движения, которое фиксировалось на экране. Позже сюда подключился анализ изменения частоты и глубины дыхания, частоты сердечных сокращений - пульса, изменении влажности кожных покровов. В итоге этот усовершенствованный метод явился прообразом современного детектора лжи, полиграфа, нашедшего самое широкое применение в следственной и судебной практике. Такая аппаратура сегодня есть на службе не только у следователей развитых зарубежных стран, но и практически во всех крупных подразделениях нашей отечественной следственной системы.
В последние годы в рамках психологии интенсивно развивается психодиагностика
, которая определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивает сбор данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.
Данные психодиагностических методик послужили основой применения в судебном процессе психологической экспертизы.
Основным методом в психодиагностике является тест
(от англ. TEST – опыт, проба), использующий стандартизованные вопросы и задачи (тесты) имеющие определенную шкалу значений.
Говоря об истории этого метода, следует вспомнит английского ученого Френсис а Гальтона (1822 – 1911), который в конце 19 века изобрел первые такие тесты и провел научно обоснованные испытания тестированием. В своей лаборатории в Лондоне за небольшую плату он тестировал всех желающих, стремившихся определить свои физические и психологические способности. Поэтому Гальтона называют первым в мире практикующим психологом. Свои методы исследования он назвал словом «тест», которое широко вошло в современный психологический лексикон.
Настоящую популярность тесты получили после опубликования в 1908г. французским психологом А. Бине, Т. Симоном шкалы умственного развития для детей и школьников. Эти тесты стали очень популярны в Германии, России и США. Бине искал психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей способных, но ленивых, от тех, кто страдал врожденными дефектами.
Читайте также:
Физиологический и патологический аффекты
Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.
Приведем схему различительных признаков физиологического ...
Противоречия индивидуального развития
Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального разв ...
Краткий исторический очерк развития юридической психологии
Юридическая психология имеет длительный исторический путь развития научного знания, объясняющего причины преступности и намечающего научно обоснованные подходы к решению данной социальной проблемы.
В развитии ЮП можно условно выделить не ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...