Виды внимания

Информация » Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности » Виды внимания

Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны.

Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и восприятия, связано с волевой регуляцией поведения, с изобретательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется никем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (тестов, слов и др.).

Историю развития внимания пытался проследить Л.С.Выгодский [3, с.6-164] в разделе своей культурно-исторической концепции их формирования. Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выгодскому [3, с.6-164] состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающим, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом из слов могущественные стимулы – указания, затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком, как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

В школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредованное внимание постепенно превращается во внутреннее опосредованное, и со временем занимает основное место среди всех его видов.

Читайте также:

Механизмы речи
Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, предусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в процессе коммуникации - пассивные или активные, ...

Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей
Катализатор любой конфликтной ситуации - это стремление противостоящих сторон к достижению определенных общественно или лично значимых целей. Цели сторон - движущая сила конфликтной ситуации. В оправдание цели конфликта с позиции каждой и ...

Подготовка к интеграции дошкольников с задержкой психического развития
Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (корре ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта