Воображение и память как познавательные процессы

Информация » Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности » Воображение и память как познавательные процессы

Страница 1

Воображение можно определить, как способность человека волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии.

Образы воображения необязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого, образы памяти обычно, в той или иной степени, соответствуют той деятельности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии.

Воображение всегда имеет форму образа, а память может быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощущения и чувства). С помощью своего воображения человек творчески преобразует мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать.

Память в жизни людей играет еще более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках. Человек запоминает, воспроизводит и использует в нужный момент те знания, которые повторяются, и которые иначе каждый раз бы пришлось бы находить заново.

В познании человеком окружающего мира воображение и память взаимодействуют друг с другом, причем их взаимодействие осуществляется одновременно по нескольким линиям:

1. Обмена содержанием образов: материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует образы воображения.

2. Взаимной стимуляции: воображение непосредственно участвует в процессах памяти, способствуя ее улучшению; память, включаясь в воображение, делает его более продуктивным и творческим.

3. Совместного влияния на другие психологические процессы. Память и воображение у человека составляют, например, основу одного из важнейших видов мышления – образного.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При использовании ее для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому ее функционирование не ограничено).

Генетическая память – это память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспринимается по наследству.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитие у человека способности к воображению.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек ею может быстро и точно запомнить смысл читаемого текста и т.п.

Двигательная память – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многофазных сложных движений.

Эмоциональная память – это память на переживания. На ней непосредственно основана прочность запоминания материала, то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая память. Их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка ведется по нескольким направлениям:

Во-первых, механическая память постепенно дополняется и заменяется логической.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических средств и приемов.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Социокультурные особенности отношения к деньгам у россиян
Попытки выявить социокультурные особенности отношения к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих обобщающий характер. Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгам ...

Феноменология малых групп
Малая группа – совокупность людей, взаимодействующих друг с другом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе. Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. При этом каждый человек ...

Понятие нравственного воспитания
В научной литературе нравственность определяется как специфическая форма регулирование человеческого поведения. «Нравственность регулирует человеческое поведение и сознание человека в этой или иной мере во всех без исключения сферах общес ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта