Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи

Информация » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи

Страница 3

++ - уровень характерен и актуален для данного этапа;

+ - уровень лишь частично характерен и актуален для данного этапа – как возможно, но не как закономерность.

Анализ таблицы 1.1.1 показывает, какую огромную психологическую нагрузку в части профессионального самоопределения получает безработный. Человек, не прошедший со школьной скамьи обязательные этапы самоопределения, не готов к решению столь сложных задач в период, когда он оказывается безработным.

Старшеклассники в большой степени озабочены успеваемостью в школе и большими конкурсами при поступлении на учебу. Это свидетельствует о том, что на рынке труда все более востребованными становятся знания, и взрослеющий человек осознаёт это. Для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью. При большом конкурсе в образовательных учреждениях на престижные профессии шансы выпускников со слабой образовательной подготовкой значительно уменьшаются, и это хорошо понимают сами выпускники.

По результатам анкетирования, проведенного в г. Красноярске сотрудниками кафедры социологии в 1999 г., можно определенно сказать, что большая часть старшеклассников к моменту окончания школы уже определилась с выбором будущей профессии, в то время как учащиеся 8-х классов затрудняются с ответом.

Таблица 1.1.2 - Профессиональные предпочтения учащихся старших классов школ г. Красноярска (количество опрошенных – 142 чел.)

ПРОФЕССИЯ

Возможный выбор

Желаемый выбор

К числу опрошенных в %

Юрист

Экономист

Бухгалтер

Автомеханик

Парикмахер

Продавец

Программист

18,5

13,4

11,2

9,8

5,6

4,2

4,2

15,5

2,1

8,4

9,8

5.6

1,5

4,2

Из таблицы 1.1.2 видно, что предпочтение ребят, отражая индивидуально-групповое разнообразие, находятся в русле общецивилизованных и общефедеральных процессов.

Выбор школьником профессии обусловлен многими обстоятельствами. Даже когда этот выбор делается самостоятельно. На подростка влияет его предшествующий опыт (учебный и, в самое последнее время все чаще, трудовой), воздействуют мнения и советы родителей и родных и др. Поэтому самостоятельность выбора, обычно подчеркиваемая многими старшеклассниками, это скорее социально-психологический феномен (демонстрация автономности и независимости молодого человека), чем реальный факт .

В современных условиях имеет мало шансов на успех абстрактная, не персонифицированная, не связанная с индивидуальными личными способностями и интересами каждого старшеклассника и, тем более, проводимая в назидательно-директивном тоне пропаганда профессий. Сохранение и даже поддержание иллюзии самостоятельного выбора – не обман молодого человека, а отклик на его социально-психологический настрой.

Профориентационную работу нужно активно вести и среди родителей, учитывая их влияние на профессиональное самоопределение своих детей.

Выбор будущей профессии усиливает ориентацию школьников на специализацию и дифференциацию обучения, что начинает расходиться с традиционными установками школы на общее образование.

Очевидно, выражено стремление школьников к овладению не конкретной профессией традиционного образца, а к приобретению разнообразных практических умений и навыков, которые пригодятся в любой профессии и вообще в жизни. Сюда, по мнению учащихся, относятся: умение работать на компьютере, водить автомобиль, шить, вязать, готовить, вести себя в обществе и т.д

В соответствии с приоритетным запросом школьников на первый план выходит первичная профподготовка по общим трудовым, технологическим и экономическим основам современных профессий, подготовка по профилям «Хозяин дома», «Хозяйка дома», «Экономическая культура».

Учащихся особенно не устраивает утрата школой и УПК некогда важной роли в сборе и пропаганде информации о различных профессиях, учебных заведениях, предприятиях и фирмах города, района, о ситуации на рынке труда.

Жизненные планы молодежи – явление сложное и многогранное. Применительно к выпускнику школы можно выделить два направления: продолжение учебы и начало работы. Как показали исследования, подавляющее большинство (85%) намерено продолжить учебу, 10% планируют идти работать, остальные – затруднились с определенным ответом.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают ...

Рак
В Швеции каждый год примерно 250 детей и подростков заболевают раком. Примерно треть диагнозов составляет лейкемия, четверть — опухоли ЦНС и другие. В последние десятилетия прогноз по поводу рака улучшился Раньше это была смертельная боле ...

Особенности развития внимания младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется поступлением в школу. В настоящее время обучение в школе начинается с 6-7 лет. Школьный коллектив берет на себя ответственность определить готовность ребенка к начальному обучению ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта