В двухполюсной шкале группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям.
1. Лабораторные – естественные группы. Лабораторные - это группы, которые образованы случайно встретившимися людьми, объединенными на время эксперимента, для достижения какой-либо поставленной им цели в специально созданных для этого экспериментальных условиях. Т.е. это группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные – это группы, которые образовались в реальных жизненных условиях. Здесь речь идет о сложившихся группах, которые нередко характеризуются довольно высоким уровнем социально-психологического развития.
2. Спонтанные (первичные, неформальные, неофициальные) – организованные (вторичные, формальные, официальные). Те и другие относятся к категории естественных групп. Спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических, эмоциональных предпочтений последних (например, подружки). Организованные группы – представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций (бригада людей, убирающая с полей урожай).
Первичная группа (неформальная) состоит из малого количества людей, между которыми возникают взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Эта группа – результат психологических эмоциональных предпочтений.
Вторичная группа (формальная) состоит из людей, которые объединились для достижения одной общей цели. Между ними эмоциональные связи ослаблены, они мало что знают друг о друге. Здесь механизмы и способы коммуникаций четко определены.
3. Открытые – закрытые. Эти группы различны по степени открытости, доступности влиянию общества и социального окружения на них.
4. Группы членства – референтные группы. Здесь основное различие в уровне значимости группы для личности с точки зрения групповых ценностей и норм. Группы членства – это группы, которые рассматриваются как место нахождения личности, не связанное с её установками и ценностными ориентациями. Референтные группы – это группы, в которых личность разделяет нормы и ценности группы и соотносит эти нормы со своими установками.
У референтных групп различают две функции:
- нормативная – которая позволяет выяснить в какой мере поведение личности соответствует нормам группы. Эта функция помогает урегулированию группового поведения.
- сравнительная – функция, которая позволяет личности ориентироваться на принятые в группе стандарты поведения, установки и т.д.
Группой высокого развития является коллектив. Это особое качественное состояние малой группы, которая достигла высокого уровня социально-психологической зрелости.
Читайте также:
Постановка проблемы установки в психологической концепции Дмитрия
Николаевича Узнадзе
Нас интересует, что же представляет собой конкретно эта досознательная ступень психического развития. Этот вопрос — существенный и важный для психологической науки — может быть разрешен лишь на базе конкретного психологического исследован ...
Агрессивность подростков: ее виды и критерии
В настоящее время особенно ярко агрессия проявляется в подростковом возрасте. Многие из них таким способом стремятся достичь чего-либо. Причем, исследования показали, что если раньше чаще всего встречались с агрессивными поведением подрос ...
Структура состояний
Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.
Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, котор ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...