Социально-психологическое напряжение, которое испытывает человек в период экономической нестабильности, в переходные этапы исторически обусловленных изменений, побуждают его искать различные источники реализации вышеуказанных психологических потребностей. С изменением отношения людей нашего общества к психологии как науке, призванной и способной оказывать реальную практическую помощь, а так же с увеличением количества общедоступной литературы по психологической проблематике и всеобщей "психологизацией" средств массовой информации, психология становится актуальной, значимой и востребованной отраслью. В связи с этим, можно с твердей уверенностью утверждать, что сегодня для казахстанской исследовательской науки особо остро стоит вопрос о развитии консультационных служб, ориентированных на оказание практической психологической помощи.
С начала нового тысячелетия в публикациях казахстанских психологов (С.М.Джакупова, Н.К.Сатыбалдиной и др.) все чаще отражается мысль о необходимости развития практической психологии в отечественной науке. И разработка научно-практической и методической базы консультационных психологических служб становится одним из актуальных и приоритетных направлений практической психологии. Вместе с тем, практическая психология, как новая отрасль психологической науки, должна "не только разрабатывать психотехнические и психотерапевтические технологии работы с людьми, нуждающимися в психологической помощи", но проводить разносторонние научные исследования в данной области для формирования научной теоретико-методологической базы у нас в республике.
До недавнего времени особое внимание уделялось развитию практической психологии в школьной психологической службе, а так же в специальных медицинских учреждениях, таких как центры психического здоровья, поликлиники, наркодиспансеры. Вне области внимания теоретических и практических исследований остаются проблемы психологических служб в бизнес-структурах, военских частях, в колониях, а так же вопросы реабилитации и реадаптации освобожденных, психологическая помощь инвалидам и т.п.
Появление на всём постсоветском пространстве сети Кризисных центров, служб "Телефона доверия", созданных и развивающихся при поддержке различных международных фондов, частично компенсировало отсутствие психологических услуг для финансово и социально незащищенных слоев населения. Развитие практической психологии в рамках работы психологических служб Кризисных центров, по нашему мнению, шло спонтанно, интуитивно. И эффективность психологической помощи зависела не столько от использования психологами результатов современных научных исследований в области практической психологии, а, сколько от личности самого психолога, его отношения к современным достижениям психологии, уровня его профессиональной и личностной готовности к оказанию помощи.
Вместе с тем, следует отметить, что с середины 90-х в Казахстане психологическая служба Кризисных центров постепенно накопила немало ценных эмпирических сведений о проблематике кризисных ситуаций обратившихся клиентов, о специфических особенностях взаимоотношений психолога, психотерапевта с клиентом, об эффективности и неэффективности концептуальных подходов и отдельных методов в практике психологической помощи и др. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, определения теоретических основ и уточнения технологической базы консультационной психологической службы.
Читайте также:
Взаимодействие в игре
Когда мы рассматриваем данный тип классификации, мы выделяем следующие типы игр: несоциальные, параллельные, простые совместные, совместные игры.
Несоциальная игра появляется первой в процессе онтогенеза человека.[4] Ребенок играет сам с ...
Управление ребенком
ребенок семья психический личностный развитие
Я хотела бы затронуть тему управления ребенком, если такой пассаж вообще возможен с точки зрения этики. Корректно ли управлять ребенком и если да, то, как это должно проявляться.
Вот смотрит ...
Развитие воображения
Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...