В начальной школе этические и нравственные беседы проводятся учителем, воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Назначение индивидуальной беседы — опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанника.
Стимулирование чувств и отношений ребенка
К этой группе механизмов относятся пример нравственного поведения, поощрения и наказания.
Пример - это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие может оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков. Применение примера как механизма нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети младшего школьного возраста подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т. д. Велика роль примера окружающих, в первую очередь воспитателей и родителей. Дети искренно любят внимательных, заботливых, справедливых взрослых, стараются им во всем подражать.
Специфика и сила примера как механизма нравственного воспитания заключается в том, что при его использовании знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных ситуациях.
Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогического воздействия. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение.
Поощрение и наказание нельзя свести только к нравственной оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Не всякое одобрение является поощрением в полном смысле слова, и не всякое осуждение является наказанием. Между нравственной оценкой поведения детей и поощрением или наказанием имеется определенное различие. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. При поощрении или наказании педагог или детский коллектив принимают решение, которое выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними.
Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия.
Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает педагогу, какие изменения нужно внести во взаимоотношения с данным воспитанником: отсрочить наказание, выждать самоосуждение ребенком своих действий. Применение поощрения и наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.
Читайте также:
Установка в концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе, и его учеников
Эта научная школа провела исследования феномена психологической установки. Дмитрий Николаевич и его последователи пришли к выводу, что от содержания установки человека зависит не только характер его мышления, но и восприятие им объектов н ...
Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной
жизни
Моногамная семья существует более трех тысячелетий, прежде всего потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают личным потребностям большинства людей, позволяют реализовать потребность в продолжении рода, ...
Динамическая теория личности и группы К. Левина
Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...