Учитывая специфику личностных особенностей профессиональной деятельности врача, основные формы его проявления, а также субъективные и объективные факторы воздействия профессиональной деятельности нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям психологического портрета врача.
Понятие «гендер» впервые появилось в работе Р. Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин «гендер», заимствованный из лингвистики (gender — род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола – совокупности биологических характеристик – генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия «гендер» было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами М. Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века [12, с. 11 – 16].
Гендер – это:
a) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;
b) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.
В социальной психологии термин «гендер» используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин «гендер», а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым «женским» исследованиям. Одно из подобных всеобъемлющим исследований стало изучение гендерных различий Сандры Липсиц Бем. В ее монографии «Линзы тендера», которая издана в 1993 году подробно рассматривались такие представления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам об их поступках и возможностях. Пол в данном случае – это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития. Сандра Бем в своей монографии рассматривает распространенное мнение и веру, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий. Анализирует, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза). Основная идея заключалось в том понимании того, что социальное больше поддается изменению, чем биологическое. В соответствии с теорией Бем и на основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно – оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия [12, с. 17 – 25].
Таким образом, теория «Линз тендера» Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей личности и ее психологических установок. Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы. Рассмотрим основные исследования касаемые личностных особенностей.
Читайте также:
В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка
Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Андреева Г. М., 1980, с. 335).
У человека довольно продолжительное детство: проходит нема ...
Показатели развития компетентности в общении
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента компетентности предложить следующие:
· готовность к проявлению компетентности ...
Особенности восприятия рекламы детьми и подростками
То, что восприятие ребенка должно отличаться от восприятия взрослого человека, совершенно ясно из первой части данной работы, поскольку мотивы и мотивация в разном возрасте различны. И кажется, никто уже не сомневается в том, что современ ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...