Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки

Информация » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки

Страница 4

• ввиду ее особой функции выступать средством и условием педагогической деятельности; педагогу необходимо уметь ее профессионально осуществлять, что предполагает наличие специальных знаний и умений;

• критерием качества коммуникативной деятельности педагога и его профессиональной компетентности служит и коммуникативная культура;

• ее поведенческим показателем служит: использование этикета в общении, вежливость и тактичность как качества личности;

• коммуникативная культура предполагает высокую степень осознанного участия в общении, ориентацию на гуманистические ценности, системы языковых норм, развитые умения и навыки коммуникации;

• высокая степень коммуникативной культуры педагога является профессиональным требованием педагогической профессии.

Поэтапная организация подготовки предполагает постановку целей на каждом этапе подготовки. В формировании коммуникативной культуры студентов закономерно выделить следующих три этапа.

I этап (подготовительный). Его основной целью является формирование ценностного отношения к общению и его культурным формам. Он осуществляется в рамках преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин. Основным методом является введение значимой информации об общении в содержание традиционных предметов психолого-педагогического цикла.

II этап (теоретическая подготовка). Основной целью является формирование системы знаний об общении, коммуникативной деятельности и коммуникативной культуре, что может быть достигнуто путем введения отдельных тем в традиционные курсы, разработки специальных, вариативных и факультативных курсов. Наиболее перспективным представляется выделение "куста" дисциплин, обеспечивающих интенсивную коммуникативную подготовку студентов, например, "Методика воспитательной работы", "Основы педагогического мастерства", "Культура речи", "Основы коммуникативной культуры" и другие. Основными формами являются лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия. Среди внеаудиторных форм - самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя по подготовке сообщений и написанию рефератов и курсовых работ.

III этап (практическая подготовка). Основной целью является развитие и закрепление навыков коммуникации на специально организованной профессионально-педагогической практике. Во время этой практики основное внимание уделяется коммуникативной деятельности педагога. Используются практические методы: наблюдение и анализ коммуникативной деятельности, упражнения и тренинги, инструктаж, организация коммуникативной деятельности студента в различных ситуациях.

Каждый из этапов подготовки опирается на достижения предыдущего. Поэтому для реализации задач подготовки необходима последовательная смена этапов в рамках целостного педагогического процесса.

Коммуникативная культура студента совершенствуется в его профессиональной деятельности, предполагая использование полученных знаний. Это возможно лишь при условии, что коммуникативная культура станет значимым качеством личности, будет одним из критериев оценки и системой требований к педагогу-специалисту.

Дифференцированность предполагает использование различных форм и методов, направленных на достижение цели на каждом этапе процесса формирования. Лекционные занятия на I и II этапах отличаются содержательной наполненностью. На первом этапе подготовки в лекционные курсы вводится информация о значимости и ценности общения. Эта информация может иллюстрировать или пояснять основные педагогические категории и понятия. На лекционных занятиях ставятся проблемные вопросы, повышающие значимость коммуникативной культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Феноменология эмоций
При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность). Работы Кэттелла и Спилбергера показали, что, например, состояние «тревожно ...

Поддержка родителей во время стресса от впервые поставленного их ребенку диагноза тяжелой умственной отсталости и в дальнейшем при его воспитании
Родителей во время стресса от впервые поставленного их ребенку диагноза тяжелой умственной отсталости необходимо поддержать, дать необходимые объяснения, раскрывающие истинное состояние ребенка и перспективы его развития, которые бы подче ...

Самоопределение и самосознание
Характерные особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места юноши в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта