Этот мотив заинтересовал ученых вскоре после того, как распространившиеся в мире конкурентные отношения людей, основанные на свободной рыночной экономике, привели к общему повышению уровня тревожности среди масс людей.
Высокотревожные люди эмоционально намного более остро реагируют на сообщение о неудаче или на уменьшение времени на выполнение задания, чем низкотревожные люди. Особое внимание привлекла так называемая экзаменационная тревожность. Она обычно проявляется в повышенном беспокойстве человека в тех ситуациях, когда его способности подвергаются проверке. При этом, чем очевиднее связь выполняемого задания с проверкой способностей, чем сильнее конкуренция, тем хуже высокотревожные люди справляются с заданием. Экспериментальными исследованиями (в частности, Г. Саразон) было подтверждено, что в этой ситуации низкотревожные люди обычно по результатам своей деятельности превосходят высокотревожных. Однако при незначительной или умеренной связи выполняемого задания с самооценкой нередко обнаруживается прямо противоположная зависимость: сильнотревожные испытуемые наоборот превосходят слаботревожных. Вопреки сложившемуся мнению, что высокая тревожность неизменно отрицательно влияет на деятельность человека, эти эксперименты свидетельствуют, что фактор высокой тревожности наоборот выступает как фактор, способствующий продуктивной деятельности во многих социальных ситуациях, в которых человек не подвергается испытаниям и ему не приходится напрямую соревноваться с другими людьми.
Самые общие тенденции возрастного изменения мотивов и мотиваций:
1. В те периоды жизни детей, когда ведущим видом деятельности становится общение, постепенно повышается значимость мотивов социального поведения. Согласно периодизации возрастного развития Д.И. Фельдштейна это периоды с рождения до 1 года, с 3-х до 6-7 лет, с 11-12 до 15-16 лет. В эти периоды следует ожидать усиление положительных мотивов социального поведения (мотивация аффилиации, достижения успехов, просоциального поведения). Кроме того, в эти же периоды, скорее всего, будут происходить наиболее значимые изменения в иерархии мотивов социального поведения.
2. Когда ведущим видом деятельности для ребенка становится предметная деятельность, на первый план выходит развитие познавательных процессов и интеллектуальной сферы в целом, в эти периоды существенного изменения силы мотивов социального поведения ждать не следует. Зато в эти периоды ребенок учится лучше оценивать свои способности, точнее прогнозировать вероятность достижения успехов, выбирать наиболее рациональные способы поведения.
3. В периоды известных детских возрастных кризисов (например, кризис трехлетнего возраста и подросткового) на первый план будут выходить в основном негативные мотивы социального поведения.
в) Выводы о степени развитости и соотношении мотивов и факторов мотивации у детей разных возрастных периодов
Дети раннего и младшего дошкольного возраста
До 3-х лет: особенно развит, вероятно, мотив аффилиации. На втором месте мотив оказания помощи. Затем мотив достижения успехов.
После 3-х лет: намечаются связи между тремя этими мотивами.
В этом возрасте дети еще не в состоянии различать, воспринимать и оценивать многие факторы, поэтому эта оценка будет напрямую зависеть от оценок этих факторов взрослыми, окружающими ребенка.
Начинающий развиваться мотив власти окажет влияние на развитие первых трех мотивов, т.к. детьми этого возраста положительные качества (доброта, альтруизм, компетентность в игре) ценятся выше всего.
В младшем дошкольном возрасте происходят изменения в иерархии мотиваций. Это связано с тем, что дети начинают лучше оценивать, например, факторы, связанные с мотивацией достижения успехов, чем касающиеся мотивации аффилиации. Многое будет зависеть от прошлого опыта ребенка (например, можно предположить, что дети, воспитываемые в домашних условиях, будут менее адекватно оценивать эти факторы, чем дети, посещающие дошкольные учреждения).
Читайте также:
Темперамент и личность
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогич ...
Коррекция стиля жизни
индивидуальная психология адлер
В данном случае нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности, приблизив его таким образом к требованиям жизни в обществе. Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с людьм ...
Теоретические аспекты исследуемой проблемы
Проблема приобщения детей к курению табака, несмотря на ее очевидную актуальность, широкого обсуждения в отечественной научной литературе до настоящего времени не получила. Публикации на эту тему в медицинских журналах касаются преимущест ...