Но педагогическая и входящая в неё коммуникативная культура в основном рассматриваются как сотворчество, совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций, то есть ценностный и деятельностный аспекты культуры преобладают над личностным. Кроме того, в работах мы не обнаружили целостной структурно-функциональной модели коммуникативной культуры (КК) преподавателя, анализа составляющих её идеала.
Коммуникативная культура преподавателя проявляется в его коммуникативной деятельности: т.е. в процессе педагогического общения. В настоящее время принято обозначать три функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную; коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся), перцептивную (процесс восприятия друг друга партнёрами и установления на этой основе взаимопонимания). Существенно то, что все эти функции в общении реализуются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная - регуляцией взаимодействия партнёров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных и невербальных) систем общения, перцептивная же - в прочтении собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.
Коммуникативную деятельность определяют как взаимодействие живых существ между собой и их целенаправленные и активные действия с явлениями и предметами объективного мира и на основе обмена информации.
Из вышесказанного становится понятным, что коммуникативная деятельность - форма человеческой активности, направленная на осуществление социального взаимодействия людей и заключающаяся в передаче социально значимой информации, обмене информацией, организации взаимодействия субъектов коммуникации, восприятия друг друга партнёрами и установлении на этой основе взаимопонимания.
Следовательно, коммуникативная деятельность в процессе образования - это деятельность, направленная на осуществление взаимодействия между преподавателем и студентом. Целью коммуникативной деятельности является становление правильных, педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися для наиболее эффективного их включения во взаимоотношения с учебной информацией, педагогами, родителями, окружающими. В ходе коммуникативной деятельности преподавателя со студентами должно происходить развитие общечеловеческих, гуманистических идеалов и ценностей личности. Глубокое понимание и личностное принятие самими педагогами современных воспитательных задач, их постоянное стремление к изучению ситуации взаимодействия, к созданию эмоционально-положительных взаимоотношений с воспитанниками выступают важной предпосылкой формирования положительного отношения студентов к общественно значимым целям совместной деятельности.
Осуществляя коммуникативную деятельность, преподаватель мобилизует все свои профессионально значимые качества, знания, умения, а также совокупность специфических коммуникативных качеств. Всё это характеризует его коммуникативную культуру.
Попытка определения составляющих коммуникативной культуры имеется в "Положении об аттестации педагогических и руководящих работников учреждений образования С. - Петербурга". При этом во внимание принимались проявления коммуникативной культуры, связанные с умением реализовать на практике гуманистические, личностно ориентированные отношения в ситуациях профессиональной деятельности. К элементам коммуникативной культуры относятся:
1) наличие установки на реализацию способностей каждого студента, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;
2) готовность к сотрудничеству с коллегами;
3) готовность к сотрудничеству с родителями, общественностью;
4) речевая культура.
Умение установить гуманистические, личностно ориентированные взаимоотношения со студентами, родителями и коллегами предполагает наличие у педагога:
1) ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;
2) способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;
3) умения давать положительную обратную связь другому;
Читайте также:
Типы отношения к болезни
¨ Гармонический
– правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.
¨ Эргопатический
– «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.
¨ Анизогнозический
– активно ...
Условия возникновения эмоций
Затруднения, возникающие при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внеш ...
Выводы
В заключении мне кажется необходимым сказать, что список нарушений памяти, приведенный мною выше не является полным. Дело в том, что уже изначально направленность работы предполагала лишь описательную сторону для амнестических нарушений и ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...