Итак, для осуществления успешной коммуникативной деятельности преподавателю необходимо иметь следующие коммуникативные свойства: на уровне индивида: природные задатки, пластичность нервной системы, хорошие ведущие репрезентативные системы переработки учебной информации (аудиальная, визуальная, кинесическая; темперамент (активность и эмоциональность); на уровне субъекта общения: знание правил педагогического общения, высокий уровень развития коммуникативных способностей, устойчивые способы и стили коммуникативного поведения, обусловленные характерологическими особенностями; на уровне личности: социальный статус, социальные роли, потребность в общении, коммуникативная направленность (на себя, на другого, на задачу), склонности, притязания, нравственно-этические ценности; на уровне индивидуальности: адекватная самооценка, саморегуляция.
4) Умение владеть коммуникативной ситуацией. Компонентом коммуникативной культуры преподавателя является умение владеть любой коммуникативной ситуацией, возникающей в процессе взаимодействия с обучающимися. Ситуация возникает лишь тогда, когда есть отношения между общающимися людьми. Сущность этих отношений, их внутренняя и внешняя картина зависит от того, с какой позиции преподаватель подходит к студентам. Коммуникативные ситуации, возникающие или создаваемые на занятиях (учебные ситуации), являются отражением взаимоотношений обучающего и обучаемого.Е.И. Пассов определяет ситуацию как систему, имеющую определённую структуру. В неё входят следующие элементы: цель, коммуниканты, интеракция, время, место. Содержательный аспект ситуации - это предмет интеракции, характер взаимоотношений обучающихся и психолого-педагогический результат взаимодействия педагогический результат взаимодействия.
Как результат активного взаимодействия личности и среды выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности. Ситуация - это система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы - совокупность элементов среды или фрагмент среды на определённом этапе жизнедеятельности индивида. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания.
В последнее время получили развитие исследования конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе как фактора, влияющего на развитие личности положительно. Вслед за требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который гласит, что педагог должен "владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций." [64], исследователи рассматривают конфликтную ситуацию как необходимый компонент в технологии обучения; создание конфликтных ситуаций, классификация различных видов, типы соотнесенности, способы выхода из конфликта, а также специально организованные и спонтанно возникающие ситуации изучаются в работах В.И. Андреева, Ю.М. Жукова, А.А. Лобанова, О.Н. Лукашенок, Л.А. Петровской, М.М. Рыбаковой, Н.Е. Щурковой, а также зарубежными учёными [5, 74, 135, 139, 201, 258, 259].
Ситуация как система взаимоотношений не рождается произвольно. Студентам можно задать определённые ситуативные позиции, сама же ситуация возникнет и будет функционировать на их основе, а это при управляемом обучении позволяет заранее планировать необходимые ситуации. Итак, ситуация - это универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отражённая в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся [135].
До сих пор в педагогике для решения учебных и учебно-воспитательных задач основным способом разрешения ситуаций являлось педагогическое воздействие на обучаемого, а оценка ситуации педагогом основывалась на мотивационном, дидактическом, социально-психологическом и этическом критериях. Например, Н.В. Гатанова в своём исследовании способов выхода из конфликтных педагогических ситуаций выделила 4 группы способов, принятых у преподавателей сегодня: пресекание внешним воздействием, разными санкциями - 66,7%, беседой, увещеванием - 50%, предвидят и предотвращают конфликты, учитывая возрастные особенности обучающихся - 19,4 %, игнорируют конфликтную ситуацию - 11%. Н.В. Гатанова считает, что избегание конфликта - наименее продуктивное разрешение ситуации, и оно свидетельствует о направленности педагога на себя. Мы присоединяемся к этой точке зрения.
Читайте также:
Выводы
В заключении мне кажется необходимым сказать, что список нарушений памяти, приведенный мною выше не является полным. Дело в том, что уже изначально направленность работы предполагала лишь описательную сторону для амнестических нарушений и ...
Классификация и клинические проявления нарушения привязанности
Расстройства привязанности характеризуются отсутствием или искажением нормальных связей между ребенком и тем, кто за ним ухаживает. Особенностями развития таких детей является замедление или неправильное развитие эмоционально-волевой сфер ...
Понятие и сущность педагогической поддержки
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка, обучением и воспитанием, является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.
Целью ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...