Коммуникативная компетентность преподавателя - это комплекс знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Несомненно, важную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида [117]. Особый интерес представляют положения, выдвинутые Е.В. Бондаревской. Педагогическая культура является сущностной характеристикой личности преподавателя и включает следующие составные компоненты:
• педагогическую позицию и профессионально-личностные качества;
• высокий уровень педагогических знаний и культуру профессионального мышления;
• профессионально-педагогические умения и творческий характер педагогической деятельности;
культуру поведения, общения, способность личности к саморегуляции [33].
Преподаватель, профессионально владеющий педагогической техникой, отличается умением превращать в аппарат педагогического воздействия свои эмоции, голос (тон, сила, интонация), речь, жест, мимику. Умение управлять своими психическими состояниями, педагогически действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к воспитанникам является одним из инструментов профессиональной техники преподавателя [200].
Выделение коммуникативных умений в структуре педагогического мастерства является общепринятым, о чем свидетельствует анализ позиций вышеназванных ученых. Как видим, коммуникативная культура педагога как научная категория имеет глубокие корни в теории педагогического образования, разрабатываемой ростовской, московской, ленинградской школами, которые характеризуют коммуникативную культуру как категорию, входящую в общую педагогическую культуру. Для нашего исследования представляет особый интерес именно эта их единая позиция - рассматривать коммуникативную культуру как составную педагогической культуры, характеризующуюся личностной и профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формирующуюся во всех видах деятельности и общения.
Так как категория "педагогическая культура" является основополагающей для рассматриваемой нами категории коммуникативной культуры, мы считаем целесообразным проанализировать трактовки этого понятия, встреченные нами.
Под педагогической культурой в социально-историческом аспекте понимают некую совокупность накопившегося педагогического опыта за время существования всех имеющихся мировых цивилизаций и исторических эпохальных периодов (Е.В. Бондаревская, Е.Ю. Захарченко, Г.Ф. Карпова, Н.Г. Пешкова, Р.М. Чумичева). Авторы рассматривают педагогическую культуру как сложную самоорганизующуюся открытую систему, информационно наполняемую наукой, искусством, религией, морально-нравственными постулатами общества и, в то же время, репродуцирующую и транслирующую новым поколениям духовно-эстетические, морально-этические ценности отдельной нации и всего человечества. По мнению Е.Ю. Захарченко, педагогическая культура - это "часть общечеловеческой культуры, интегрирующая сферу педагогического воздействия" [76].
Итак, анализ современного состояния разработки проблематики исследований педагогической культуры позволяет констатировать повышенный интерес ученых к определению ее сущности и содержания. Наиболее концептуально проработанными мы считаем работы Е.В. Бондаревской [30, 31] и И.Ф. Исаева [85, 87, 88], которые имеют ряд общих положений. Совпадение точек зрения разных авторов и авторских коллективов в характеристике сущности педагогической культуры объясняется усилением гуманистических тенденций в образовательном процессе, повышением научного интереса к личности педагога и поиску сущности характеристик его профессиональной деятельности.
Читайте также:
Внутригрупповое
взаимодействие как социальный процесс
Уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Э ...
Национально-психологические особенности характера
Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то, что определяет общий стиль жизнедеяте ...
Судебно-психологическая экспертиза
Судебно-психологическая экспертиза – это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом-психологом – в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...