Многими исследователями (Г.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, Г.В. Звездунова, Е.А. Попова и др.) подчеркивается синонимичность понятий "культура" и "педагогика" [17, 30, 77, 177]. Сделаем попытку с таких же позиций проследить связь понятий "коммуникация" и "культура". Коммуникативная культура - это позиция личности, проявляющаяся в потребности взаимодействия с другими субъектами, целостности и индивидуальности, творческом потенциале человека и его способности поддерживать "мажорный характер" (Г.В. Звездунова) коммуникации, доброжелательное отношение к окружающим субъектам [77].
Анализ исследований, обусловливающих становление коммуникативной культуры (В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, М.Г. Рудь и др.), позволяет выстроить некоторую иерархию целей: социально-психологических, коммуникативно-организаторских, интегративно-коммуникативных [96, 158, 200].
В педагогическом процессе это представлено как взаимосвязь различных этапов деятельности (например, планирующего, координирующего и др.). В нашем исследовании нас интересует педагогический механизм развития коммуникативной культуры (КК) преподавателя. Педагогический механизм развития КК, в нашем представлении, складывается вокруг понятия и показателей культуры человека.
Культура (лат. cultura) - уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.) [217].
Воспользуемся определением, приведенным А.И. Солженицыным: "1) цивилизация как возделывание среды, условий обитания, культура как возделывание внутренней жизни человека, его души;
2) культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. Главное в культуре - развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни" [221].
Опираясь на результаты исследования в области теории педагогического образования, мы считаем необходимым проследить развитие категории "коммуникативная культура" в трех школах: ростовской, возглавляемой членом-корреспондентом РАО, доктором педагогических наук, профессором Е.В. Бон-даревской; московской, под руководством В.А. Сластенина и ленинградской школе педагогического мастерства Н.В. Кузьминой, Г.И. Щукиной [30, 31, 210,257, 115].
В 70-х гг. формировался взгляд на эту проблему как на педагогическую этику преподавателя (лат. ethica - обычай, характер) [205]. Технология рассматривалась как воспитание педагогической направленности: склонности к педагогической деятельности, любви к педагогической профессии, отношения к ней как к своему жизненному призванию, педагогической этике.
С опорой на проект профессиограммы выделяются следующие профессиональные качества (рассмотрим только те, которые важны для нашего исследования): педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, общительность [200].
Рассматриваемые нами школы сопоставляют качества совершенствования различных сторон профессиональной подготовки преподавателя, особенно коммуникативной культуры, сходным образом. Московская школа придерживается мнения, что внешняя форма профессиональной направленности личности преподавателя характеризуется педагогическим мастерством [200]. С точки зрения ленинградской школы, важнейшими свойствами педагогической личности является профессионально-педагогическая направленность, обусловленная представлением о результате и результативности собственной деятельности, потребностью в достижении вершин профессионализма и продуктивности [116].
Читайте также:
Теории индивидуальных различий
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложн ...
Научно-исторический портрет Павлова
Выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов создал новое направление в физиологии, характеризуемое как «синтетическая физиология» - изучение жизненных процессов в целостном организме при его разнообразных взаимоотношениях с окружающей средой ...
Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье
здорового сибса
Обследовано 50 матерей (в возрасте от 24 до 49 лет) детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 4 до 14 лет, посещающих специальную группу по коррекции РДА при Институте коррекционной педагогики РАО. Все обследованные матери были ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...