По методике Эйнсворт М.(1979) выделено 4 группы детей, которым соответствуют 4 типа привязанности): 1) тип А «индифферентные» или «ненадежнопривязанные»; 2) В - «надежный» тип привязанности, 3) С - «ненадежноаффективный», «манипулятивный» или «двойственный» тип привязанности, 4) D - «дезорганизованный неориентированный» тип привязанности (патологический). Кроме указанных типов, можно говорить также о «симбиотическом» типе привязанности.
Различные варианты нарушенной детско-родительской привязанности, соотнесенные с классификацией Эйнсворт М. (1979)(негативная (невротическая), амбивалентная, избегающая, дезорганизованная) существенно влияют на все последующее развитие ребенка, сказываются на характере взаимоотношения ребенка с окружающим миром, обусловливают способность к формированию вторичной привязанности к друзьям, лицам противоположного пола, учителям и др.
Проанализировав различные источники, мы пришли к выводу, что:
- дети, имевшие надежную привязанность к матери в возрасте 12-18 мес., в 2 года достаточно общительны, проявляют сообразительность в играх. В подростковом возрасте они более привлекательны как деловые партнеры, чем дети с ненадежной привязанностью;
- у детей, первичная привязанность которых характеризуется как «дезорганизованная» и «неориентированная», имеется риск возникновения враждебного и агрессивного поведения в дошкольном возрасте и отвержения их сверстниками;
- дети, надежно привязанные к матери в 15-месячном возрасте, в 3,5 года среди группы сверстников демонстрируют ярко выраженные черты лидерства, любознательны, самостоятельны и энергичны;
- дети, которые в 15 мес. имели ненадежную привязанность к матери, в детском саду проявляют социальную пассивность, менее любознательны и непоследовательны в достижении цели;
- в возрасте 4-5 лет дети с надежной привязанностью более любознательны, чувствительны в отношениях со сверстниками, менее зависимы от взрослых, чем дети с ненадежной привязанностью;
- в предпубертатном возрасте надежно привязанные дети имеют ровные отношения с ровесниками и больше близких друзей, чем ненадежно привязанные дети.
Установлено, что в первые годы жизни дети с надежным типом привязанности в отношении со взрослым используют как интеллект, так и эмоции. Дети с избегающим типом привязанности пользуются в основном интеллектуальной информацией, привыкая организовывать свое поведение без использования эмоционального компонента. Дети с двойственной привязанностью не доверяют интеллектуальной информации и используют преимущественно эмоциональную.
[1] Фалберг В.А. Путешествие по детской привязанности - Лондон: БААФ, 1995.
[2]Батуев А. С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. – СПб., 1999. - С.8-12.
[3]Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 38-48.
[4]Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатр, и мед. психол. - 1995. - № 1. - С. 55-63.
Читайте также:
Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях
Психология состояний объединяет огромный опыт мировой психологической науки в области исследования психических состояний. Проблему оптимальных состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой психологии нер ...
Выводы
Проблема локуса контроля представляет широкий спектр ее изучения, разработки новых методов и методик работы, чем успешно и занимались как зарубежные психологи, так и отечественные. Проблема локуса контроля издавна изучалась под различными ...
Что представляет собой семья
С точки зрения семейной работы с детьми членами семьи считают тех лиц из системы взаимоотношений с ребенком, которые оказывают непосредственное и постоянное влияние на повседневный опыт ребенка. Ниже приводятся некоторые варианты определе ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...