Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка

Информация » Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка

Введенный Боулби Дж. (1973) термин «привязанность» для установления качества этого союза, связи ребенка и взрослого - многогранен. Как формируется привязанность и как она функционирует - все еще является не до конца понятой проблемой.

Привязанность в общей форме можно определить как «близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости»[1]. Привязанность - это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они - это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Впервые интерес к отклонениям в душевном развитии детей раннего возраста был проявлен в первой половине XX века. Клинико-психологические исследования младенцев и детей раннего возраста берут свое начало в психоаналитических работах Фрейда З.(1939). Психоаналитики уделяли большое внимание проблемам раннего возраста, прежде всего, с точки зрения оценки детско-материнских отношений. Боулби Дж.(1973), Спитц Р.А.(1968) подчеркивали, что взаимоотношения мать-дитя основываются на зависимости младенца от родительницы, и изучали механизмы младенческой фрустрации, вызванной нарушениями отношений с матерью.

Лоренц К.(1952), Тинберген Н.(1956) рассматривали прочную эмоциональную связь в диаде мать-дитя как врожденную мотивационную систему. Именно нарушениями формирования этой системы они объясняли возникающую патологию в раннем возрасте.

В недавние годы увеличилось число работ, касающихся формирования у младенцев детско-материнских взаимоотношений и их влияния на процесс психического развития ребенка (Батуев А.С. (1999), Авдеева Н.Н. (1997), Смирнова Е.О.(1995)).

Читайте также:

Работа специалиста детского сада с родителями
Основными направлениями в работе педагогов детского сада с семьей детей с нарушениями зрения являются: • изучение особенностей семейного воспитания ребенка; • разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи реб ...

Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению
Серьезная работа с родителями слепоглухих детей, направленная на решение их психологических проблем, в нашей стране только-только набирает обороты: проводятся семинары и «круглые столы» для родителей, выпускаются информационные материалы. ...

Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
Психология «Я - концепции» как одна из социально-психологических схем личности в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии и в незначительной степени психоанализа. Как уже отмечалось, «Я - ко ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта