В психологии понятие «характер» (с греческого «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Современная характерология делится на три направления:
1.Конституционально-биологическая – связано с именем Э. Кречмера, где характер, по существу, сводится к сумме конституции и темперамента.
2.Психологическое (З. Фрейд и К. Юнг). Характер объясняется исходя их бессознательных влечений человека.
3.Идеологическое (психологическая теория Р. Ребека) Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие именно инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.
Черты характера – это не существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие. Всякая определенность - это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-либо, что человеку не безразлично, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи.
Первый и решающий вопрос для определения характера каждого человека – это вопрос о том, но отношению к чему, к какой сфере задач, целей и так далее делает человека определенным его характер. В одной ситуации человек может казаться бесхарактерным, бесхребетным, а в другой, когда дело касается и задевает значимые для него вопросы, вдруг раскрывается сильный характер – твердость, непреклонность.
Характер человека – это и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обуславливая его поведение, он в поведении же его формируется.
Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичным для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается.
Характер теснейшим образом связан с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретическое оформленное.
Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и, реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычки, то есть привычных способов нравственного поведения.
Можно даже сказать, что характер – это не всегда осознанное мировоззрение человека, ставшее его натурой.
Решающим для понимания характера является отношения между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, целостности и силы характера. Характер и направленность характера не одно и то же.
Согласно учению Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихся его ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Эти биологические и даже ипотипические свойства индивида определяют темперамент, который составляет основу характера.
В психологии существуют следующие точки зрения на природу характера:
- одни считают, что он наследственно обусловлен;
- другие считают, что он целиком определяется условиями жизни;
- третьи считают, что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.
Читайте также:
Особенности внимания в старшем школьном возрасте
В ранней юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социал ...
Эпигенетическая теория развития личности Эрика
Эриксона
Теория Эрика Эриксопа так. же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тре ...
Познание мира в ощущениях и восприятии
Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой или существенной, называется такая инф ...