Характер

Акцентуации характера » Характер

Страница 1

В психологии понятие «характер» (с греческого «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Современная характерология делится на три направления:

1.Конституционально-биологическая – связано с именем Э. Кречмера, где характер, по существу, сводится к сумме конституции и темперамента.

2.Психологическое (З. Фрейд и К. Юнг). Характер объясняется исходя их бессознательных влечений человека.

3.Идеологическое (психологическая теория Р. Ребека) Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие именно инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.

Черты характера – это не существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие. Всякая определенность - это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-либо, что человеку не безразлично, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи.

Первый и решающий вопрос для определения характера каждого человека – это вопрос о том, но отношению к чему, к какой сфере задач, целей и так далее делает человека определенным его характер. В одной ситуации человек может казаться бесхарактерным, бесхребетным, а в другой, когда дело касается и задевает значимые для него вопросы, вдруг раскрывается сильный характер – твердость, непреклонность.

Характер человека – это и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обуславливая его поведение, он в поведении же его формируется.

Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичным для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается.

Характер теснейшим образом связан с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретическое оформленное.

Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и, реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычки, то есть привычных способов нравственного поведения.

Можно даже сказать, что характер – это не всегда осознанное мировоззрение человека, ставшее его натурой.

Решающим для понимания характера является отношения между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, целостности и силы характера. Характер и направленность характера не одно и то же.

Согласно учению Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихся его ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Эти биологические и даже ипотипические свойства индивида определяют темперамент, который составляет основу характера.

В психологии существуют следующие точки зрения на природу характера:

- одни считают, что он наследственно обусловлен;

- другие считают, что он целиком определяется условиями жизни;

- третьи считают, что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса
Обследовано 50 матерей (в возрасте от 24 до 49 лет) детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 4 до 14 лет, посещающих специальную группу по коррекции РДА при Институте коррекционной педагогики РАО. Все обследованные матери были ...

Двадцать путей к преодолению застенчивости
1. Поймите свою застенчивость - Поймите, какая ситуация вызывает это чувство? И чем вы обеспокоены в этот момент? 2. Поверните самосознание в самопонимание - Признайте, что мир не смотрит на вас. Большинство людей слишком заняты, думая в ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Недоразвитие речи – это отставание в формировании каких-либо сторон речевой функциональной системы. Особенностями речевого недоразвития занимались многие ученые, такие как Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Л ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта