Проблема способностей в психологии

Информация » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Проблема способностей в психологии

Страница 6

2. специальный, обусловленный в основном системой операций, связанных с деятельностью индивида, с ее специфическими особенностями;

3. индивидуальный, указывающий на неповторимость и своеобразие способностей именно данного индивида. [10]

К. К. Платонов в своей работе «Проблемы способностей» говорит, что хотя способности и не являются самостоятельными свойствами личности, их нельзя рассматривать в отрыве от личности. Способности – это структура свойств личности, которые входят в ее четыре основных подструктуры, но только нужных для освоения какой-либо деятельности. Способности – это степень соответствия личности в целом отдельной личности.

К.К. Платонов выделяет «хорошие способности» и «плохие способности». Неспособность (плохие способности) - это такая структура личности, которая неблагоприятна для освоения определенного вида деятельности, выполнения ее, и совершенствования в ней. Неспособность, как и способность, раскрывается через отношение структуры личности и требований к ней данной деятельности.

К. К. Платонов различает четыре основных рода способностей по двум основным критериям: элементарные и сложные, общие и особенные. К элементарным общим способностям относятся основные формы отражения, свойственные всем людям, хотя и неодинаково у различных людей выраженные. Например, способность суждения, эмоциональной памяти, воображения. К элементарным частным относятся отдельные свойства (черты личности), сформировавшиеся на основе индивидуально своеобразного обобщения соответствующих психических процессов (выраженная сообразительность, доброта, смелость). К сложным общим способностям относятся способности к труду, к общению и речи, к обучению, воспитанию, свойственные, хотя и не в равной мере всем людям. Сложными частными (специальными) являются профессиональные способности. [43]

В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд работ. В их число входят работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К. К. Платонова о летных способностях, Н. Д. Левитова, Н. Ф. Гоноболина, Н. В. Кузьминой о педагогических способностях, В. И. Киреенко об изобразительных способностях, Л. И. Уманского об организаторских способностях, В. А. Крутецкого о математических способностях, П. М. Якобсона, М. Г. Давлетшина о технических способностях и других.

Таким образом, из анализа вышеизложенного следует, что в отечественной психологии можно считать общепринятым понимание способностей как психологических свойств личности, являющихся условиями успешного выполнения деятельности; способности – понятие динамическое, они не только проявляются и существуют в деятельности, они в деятельности создаются, в деятельности и развиваются; успешность деятельности зависит от комплекса способностей; кроме уровней (репродуктивный и продуктивный) выделяют виды способностей по их направленности – общие и специальные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Читайте также:

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта