Б. Г. Ананьев подчеркивает, что специализированные способности к различным видам деятельности вырабатываются в результате исторического развития человечества. Способности формируются в той деятельности, в которой они проявляются. Помимо специального опыта работы в определенной области деятельности, человек поднимается на тот или иной уровень общего развития. «Специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека». [7]
Б. Г. Ананьев подчеркивает, что специальные способности всегда выступают в том или ином взаимодействии, составляя своеобразные ансамбли творческих возможностей человека. «Ансамблевый характер способностей объясняется тем, что существует объективная взаимосвязь между разными видами деятельности по их предмету и структурам труда. Происхождение ансамблей способностей не ограничивается только общностью элементов сложных видов деятельности, не менее важный источник их заключен в одаренности или общих способностях. Специальные способности являются важными и самостоятельными, но все же частями общей одаренности человека, составляющей целостную структуру его возможностей в самых различных видах деятельности». [8]
В. Д. Шадриков определяет общую одаренность как «пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от которых зависит успешность разных деятельностей», а специальные способности как «качественное своеобразие освоения и реализации отдельных психических функциях». [61]
Е. С. Кузьмин отмечает, что «специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественной, музыкальной, математической). Общими называют такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека, например, интеллектуальные способности, проявляющиеся в сообразительности и находчивости, быстром и глубоком запоминании материала, внимания, критичности, самостоятельности ума. Специальные способности характеризируются определенными, присущими только данному виду способностей чертами. [28]
Н. Д. Левитов различает три вида способностей: общие (так называемый интеллект), групповые (например, к музыке, к технике и т.п.) и специфические (например, в области музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, чувство мелодии и гармонии и т.д.). [31]
Н. И. Шевандрин выделяет общие и специальные способности. Под общими способностями он понимает индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и реализации различных видов деятельности. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, к обучению. Специальные способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Примерами специальных способностей могут быть художественные, математические, педагогические, художественные, организаторские и т.п. [61]
Е. А. Шумилин к общим способностям относит такие психические свойства как качества ума: широта и глубина ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстрота мысли; качества памяти: живость памяти, полнота, точность и прочность запоминания; и наблюдательность. Специальные способности – это психические свойства, которые особенно необходимы в специальных областях деятельности. [65]
Т. И. Артемьева подчеркивает что, специальные способности представляют собой «своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях». Уровень специальных способностей зависит от общих требований к возможностям человека. [10]
Т.И. Артемьева считает, что в психологической структуре способностей необходимо учитывать компоненты:
1. общий, включающий в себя качества, присущие всем людям;
Читайте также:
Отечественная психологическая наука во второй половине XIX века
Середина века. В середине XIX века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формирова ...
Общее
понятие о темпераменте
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивид ...
Взаимосвязь психологии и современных наук
Мы начали знакомство с психологией, рассмотрев общие проблемы изучения человека, на основе чего был сделан вывод о том, что человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...