Актуальность данной работы обусловлена тем, что в процессе своей жизни и профессиональной деятельности многие сталкиваются с людьми, ставшими членами различных сообществ, организаций, движений, субкультур, и т.д. Возникает множество вопросов по поводу того, как правильно устанавливать с ними контакт, и проводить беседу, чем мотивированны члены субкультур, каковы стереотипы, свойственные их мироощущению, какова их идеология и на каком языке они говорят.
Различные аспекты поведения, визуально-коммуникативные характеристики, а также психологические особенности личностного восприятия влияют на решение человека следовать определенным правилам и нормам в коллективе. Это в свою очередь определяет тенденцию общества, к которому причисляет себя личность. Зная характерные особенности этих обществ, можно найти подход к любому их члену.
Целью данной работы является выявление визуально-коммуникативных особенностей представителей данной субкультуры.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) Исследовать предпосылки возникновения, развития и глобализации субкультуры, а также основные идеи и особенности;
2) Определить визуальные особенности представителей молодежных субкультур;
3) Проанализировать коммуникативно-психологические и поведенческие особенности представителей данной субкультуры.
Объектом исследования данной работы являются субкультуры.
Предметом исследования выступают представители готической субкультуры города Владивостока.
Гипотеза: одной из коммуникативных характеристик готов является чувствительность, перерастающая в драматичность, замкнутость внутри группы, зависимость, что определяет тенденцию всей субкультуры.
Практическая значимость: данная работа раскрывает основные поведенческие и психологические характеристики членов субкультур. Она является «путеводителем» по миру готики и заключает в себе всю информацию о готах, известную на данный момент, и служит опорной точкой для более глубокого изучения феномена субкультурной причастности молодежи.
Методы исследования: сбор информации, анализ, систематизация, цитирование, анкетирование.
Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.
С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас[1], так и за рубежом[2]. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий (например, к такому пути по мотивам вполне практическим склонны исследователи НИЦ «Регион» Ульяновского госуниверситета, руководимого проф. Е. Л. Омельченко[3]; внимание к субкультурам молодежи на региональном уровне проявляют исследователи Санкт-Петербурга[4]). Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации[5].
Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С. И. Левиковой[6], опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов»[7]. Автор настаивает на том, что молодежная субкультура — характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению»[7]. Надо думать, эта точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений З. В. Сикевич в учебном пособии Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова и др. «Социология молодежи»[8].
С нашей точки зрения, трактовать субкультурные феномены как присущие (хотя бы в смысле их «ядра») всем молодым россиянам — значит стать на путь абстрактных схем. В действительности более плодотворна и реалистична позиция М. Фуко, который настаивал: во имя методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с общностью рассеянных событий[9]. В применении к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен — по большей части именно как рассеянные события, общность которых устанавливается исследовательским конструированием реальности. Если исходить из ожидания, что в России молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают эту тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни, то материалы исследований последних лет покажутся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле едва заметны. Их известность в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.
Однако, наряду с авторами научных трудов, большой вклад в изучение субкультурных традиций внесли независимые журналисты и авторы различных статей в интернете. Основная часть работы была основана именно на данных из интернет – источников, именно они являются наиболее ценными, так как содержат мнения не только «наблюдателей», но и людей, непосредственно состоящих в изучаемой субкультуре.
Читайте также:
«Письма по кругу»
Школа существовала не только в виде личных встреч, но и виде переписке между учениками и учителями. В них мы также можем пронаблюдать за развитием отношений внутри школы. Годы с 1920 по 1924, к которым относятся эти письма. В эту послевое ...
Защитные психические механизмы
Что такое "защитные механизмы"? В связи с тем, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ...
Особенности внимания в старшем школьном возрасте
В ранней юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социал ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...