Сложности обусловлены тем, что психофизические особенности подросткового возраста стимулируют психологические изменения, они связаны и с условиями его жизни. Так, сроки наступления полового созревания и его интенсивность зависят от многих факторов: состояния здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий. Истоки эмоциональной нестабильности так же лежат не только в физиологических изменениях, но и в социальных условиях. Интенсивный рост, увеличение массы тела опережают развитие мускулатуры, что приводит к некоторой непропорциональности тела. Поэтому подростки часто испытывают чувство неловкости, у них резко повышается интерес к своей внешности. Острое недовольство своей внешностью, неприятие ее приводят к нарушению соматической идентичности, формирующейся в данный период. Это может стать основой многих отклонений в становлении личностной идентичности и цельности, снизить самооценку, особенно ее эмоциональный компонент.
Говоря о познавательных психических процессах, следует отметить, что в подростковом возрасте завершается их становление как сознательных и произвольных, т.е. высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков.
Развитие формально-логического мышления подростков проявляется в том, что может абстрагироваться от наглядного материала и строить свои рассуждения в вербальном, идеальном, плане. Ж.Пиаже установил, что в возрасте от 11 до 15 лет происходит последняя фундаментальная децентрализация, что способствует развитию гипотетико-дедуктивного мышления. У подростка появляется способность абстрагировать понятия от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.
Не менее значимым является становление рефлексии, умение осознавать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния.
Творческая деятельность подростка приводит к какому-то результату, он часто получает удовольствие от самого процесса фантазирования. Креативность, творчество, так же как и рефлексия, непосредственно связанны с развитием личности, с появляющимися и все более осознанным стремлением к самоактуализации.
Для подростка важны не только контакты, но и признание сверстниками. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте. Ориентация на нормы группы и стремление и стремление им соответствовать повышают конформность, которая, по данным многих психологов, наиболее высока именно в 12-13 лет [38].
По сравнению с младшими подростками, у старших подростков и у юношей намного сильнее развита способность к взаимному пониманию. Это помогает выстраивать контакты с окружающими, завязывать новые знакомства. Лучшее понимание себя помогает подросткам понять и других, повышает эмпатию, сознание чужих проблем и личностных особенностей. Того же эмоционального отклика ждут и от приятелей. Предполагается, что друзья сейчас должны быть лояльными и заслуживающими доверия, хранить секреты и помогать в трудных ситуациях, не предавать в беде. Подростки понимают, что люди могут иметь много друзей, но значение и глубина этих отношений различна и может изменяться со временем.
При этом необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит подросток, чтобы понять, что может дать ей подростков и что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержание деятельности неформальных групп. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них более ценную информацию, следуя образцам, подростки формируют неправильность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Девиантность, отклоняющееся поведение, которое с высокой степенью достоверности может быть диагностировано уже в этом возрасте, связано с не успешностью детей в просоциальных формах деятельности – учебе, общении с близкими взрослыми и педагогами. Естественно, что все эти трудности появляются не в подростковом периоде, но значительно раньше, однако в это время они становятся устойчивыми, а не ситуативными. Те негативные черты в поведении и в личности, которые достаточно легко можно было компенсировать у младшего школьника, превращаются в черты характера подростка и с большим трудом поддаются коррекции.
Читайте также:
Трудоголизм
Термин «работоголизм» был предложен в начале 70-х годов 20 века W. Oates, священником и профессором психологии религии, который издал книгу «Признания работоголика» (“Confessions of a Workaholic»). W. Oates определил работоголизм как адди ...
Эволюция представлений о предмете социальной психологии в России
Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, Г.М. Андреева обозначает специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловле ...
Сущность и структура коммуникативной культуры в
психолого-педагогических исследованиях
Термин "культура" относится к числу самых многозначных, и объясняется это тем, что сама культура - крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Именно поэтому ее изучают многие науки, каждая ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...