Психология педагогической коррекции детской агрессивности

Информация » Психология педагогической коррекции детской агрессивности

Страница 1

Повышенная агрессивность детей и подростков одна из наиболее острых проблем современного общества. Как не странно звучит, но это закономерное явление, ибо в обществе, где ломаются привычные устои в экономике и в духовно-нравственных сферах происходит нарастание агрессивности этого общества в целом и в отдельно взятой личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. Нарастающая волна детской и подростковой преступности, совершаемой с особой жестокостью и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения вызывают обоснованные опасения у родителей, педагогов и психологов. Педагогам не легко определиться на что должны быть направлены их усилия, чтобы социализировать ребенка в мире, полном насилия и агрессии.

Агрессивное поведение детей станет понятным, если разобраться в сущности феномена человеческой агрессии. Прежде об этимологии. Слово «агрессивность» происходит от латинского выражения «ad gressere», означающая «идти к», что является синонимом понятия контакт. Слова жестокость, насилие, означают принуждать к действию силой, чрезмерное использование силой. Итак, этимология отсылает нас к двум совершенно разным концепциям: идти на встречу или же принуждать силой-насилием. Прежде всего, следует различать силу, а с другой, всесилие или бессилие. Всесилие и бессилие связаны с насилием, тогда как сила с агрессивностью. Некоторые виды насилия (сексуального) могут быть связаны с переживанием всесилия, которое может быть резюмировано в следующей фразе: «Если мне хочется, то я возьму не зависимо от того, согласен другой человек или нет». Другие виды насилия возникают, когда человек переживает бессилие: он способен ударить, разрушить, так как ему не удается получить то, что он хочет, или потому, что его игнорируют и ему нечего терять. В этом случае в основе мотивации к акту насилия в меньшей степени лежит стремление получить что-либо, скорее это попытка выразить свое разочарование свое бессилие и даже бешенство. И наоборот, ощущение своей силы, т.е. своего потенциала позволяет идти на встречу другому человеку, но не для того чтобы разрушить его, а чтобы встретиться и проявиться рядом с ним. Второй критерии различия жестокости и агрессивности касается отношения к рамкам, в которых осуществляется действие, а именно ко всему множеству которые регулируют межличностные отношения. Насилие всегда сопровождается выходом за рамки, тогда как агрессивность может проявляться к в уважении к рамкам - границам другого. Последний критерии всегда связан с понятием контакта: в то время как в агрессивном действии присутствует осознание существования другого человека и возможной встречи. Насилие сопровождается разрывом отношения, а другой человек становится объектом, который надо разрушать. Так образом, агрессивность и насилие это две разнонаправленные силы, при этом первая ведет к контакту, а вторая - к разрыву контакта.

Без здоровой агрессивности, которая связана с силой человека и проявляется в уважении к рамкам в жизни не обойтись. Это обычный феномен взаимоотношении между людьми.

Человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной или здоровой агрессией. Это наша активность в окружающем мире, стремление к его освоению и изменению, к творческой самореализации. Для ребенка конструктивная агрессивность или творчески ориентированный поиск – это любознательность и здоровое любопытство, способность ставить собственные жизненные цели, отстаивать свои идеи и интересы. Но в неблагоприятных условиях (травмирующие семейные конфликты, подавление инициативы ребенка) здоровая конструктивная агрессия превращается в деструктивную – насилие и жестокость. Рассмотрим интересный пример поведения группы трехлеток, которые нападали на плачущего сверстника. Такое поведение расценилось как «агрессивность», но можно легко себе представить, что каждый из нападавших детей имел свои собственные мотивы: у одного было желание развлечься; у другого слабость товарища возможно вызвало ярость, потому что от него самого ожидалось сочувствие, а проявлять его в тот момент у него не было никакого желания; у третьего, вероятно, подсознательно активизировалось собственная слабость. Которую он пытался побороть таким весьма странным способом, и это дало ему возможность удостовериться в собственной силе. Что следует предпринять в этом случае? Правильнее задать вопрос чего в подобных случаях предпринимать в подобных случаях ни в коем случае ничего не следует. Не следует «проповедовать» ребенку, что тот не должен поступать с другими так, как ему не хотелось бы, чтобы поступали с ним самим. Не спешите «принимать меры», а в начале немного понаблюдайте, что собственно делает агрессивный ребенок. Стоит поразмышлять, что в нем в этот момент происходит. Может он кем-то или чем-то разочарован или чего-то боится, может он хочет от чего-то избавиться? Или ему хочется что-то доказать себе? Доставляет-ли ему удовольствие кого-то обижать или что-то сломать? Он раздражен? Зол? Все это разные психические побуждения. Совершенно ошибочно думать, что в любой момент возможно правильно понять мотивы поступков каждого ребенка.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Особенности психической деятельности следователя при осмотре места происшествия
Осмотр места происшествия представляет собой особую разновидность познавательной деятельности следователя, которая протекает в сложных условиях воздействия на психику различных негативных факторов. Это и внезапность вовлечения его в эту д ...

Социальные сети как трансформация подросткового интимного дневника
Важным аспектом подростковой жизни издавна были интимные дневники. Внутренний диалог и потребность зафиксировать события собственной жизни тесно связаны с развитием самосознания и ощущением некоего коммуникативного дефицита, когда, как пи ...

«Развитие» индивидуальной жизни
“Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизир ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта