Справедливость этого положения подтверждается множеством экспериментально полученных данных. В дефектологии исследования М.М. Нудельмана, С.К. Сиволапова, Н.А. Цыпиной по изучению сформированности воображения у умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития убедительно свидетельствуют о наличии тесной связи процессов воображения и мышления и значительной роли интеллектуального фактора в развитии воображения.
Следует отметить, что для активизации воображения необходимо наличие «строительного материала», роль которого выполняют образы памяти, т.е. представления, полученные ребенком в процессе познания окружающего мира.
Изучению проблемы взаимосвязи воображения и памяти посвящены работы Л. С. Выготского, П.П. Блонского, З.М. Истоминой, А.А. Люблинской. Так, П.П. Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением. Постоянно развиваясь, эти процессы находятся в тесной взаимосвязи.
Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская). Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Дети, речевое развитие которых идет с отклонениями от нормы, также оказываются с чрезвычайно бедными формами воображения.
Л.С. Выготский подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что " . очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоение речи ." [4]. И он полагал, что существует три группы факторов, показывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием: во-первых само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение; во-вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения; в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.
Современные исследования, направляемые на выявление роли слова в развитии воображения, весьма не многочисленны.
Так, Л.С. Коршунова отмечает, что воображение основано на чувственных образах, но преобразование этих образов может осуществляться в логической форме, то есть в воображении обязательно сочетаются и образные и логические компоненты [14].
Е.Л. Лустина изучала особенности воображения детей на вербальном и образном материале (сравнивались особенности комбинирования предъявлявшихся испытуемым картинок и слов). Автором было установлено, что вербальное и образное комбинирование материала имеют сходные механизмы. При этом специфическая роль слова в процессе развития воображения не рассматривалась.
В исследовании А.М. Мхитарян было показано, что воображение развивается от непроизвольного к произвольному, что с возрастом происходит снижение эмоционально - образных показателей и ограничение ассоциативных рядов. Упорядочение словесных связей ведет к упорядочиванию и произвольности самого процесса воображения.
Е.М. Струниной было показано, что работа над смысловой стороной слова приводит к сдвигам в воображении ребенка.
Психологические характеристики речи и их роль в психологическом развитии ребенка были подробно рассмотрены А.Р. Лурией. В соответствии с этим можно предположить, что специфика использования слова в процессах функционирования воображения связана, прежде всего с семантикой слова и планирующей функцией речи.
Благодаря развитию речи, а в связи с этим и развитию понятийного мышления, воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления.
Читайте также:
Виды игр
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир жи ...
Общие основы внимания
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, в них отражается то, что мы воспринимаем, то, думаем, то, что себе вспоминаем или представляем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себ ...
Теории акцентуаций характера
Теперь перейдем к акцентуациям характера. Повторю еще раз, акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...