Н.Н. Поддъяков проводил исследования, у детей трех – семи лет изучалась автоматизация действий. Каждому испытуемому предлагалось гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте, в определенной последовательности. Чтобы успешно выполнить задание ребенок должен был нажать на кнопку пульта соответствующую той или иной лампочке. Испытуемые четырех лет при определении местоположения лампочек и кнопок и их соотношении усиленно вращали головой, многократно переводили взор от лампочки к кнопке и обратно. У детей пяти лет количество ориентировочных реакций на сигналы – лампочки и объекта действия – кнопки существенно уменьшались, изменялась и форма ориентировочной реакции. Но наиболее успешно с заданием справились дети пяти – шести с половиной лет. Они находили сигнал одним – двумя движениями головы, что свидетельствовало о повышении эффективности их внимания, которое вело в свою очередь к повышению результативности деятельности. Уровень развития произвольного внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личности, волевые качества. Ведь если непроизвольным вниманием «распоряжаются» внешние объекты, то «хозяином» произвольного внимания является сама личность – будь это взрослый или ребенок. Можно определить словесную формулировку произвольного внимания: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Но ребенку нелегко заставить себя быть внимательным в непривычной для него обстановке, когда появляются много дополнительных конкурирующих раздражителей. Таким раздражителем может быть и яркий, броский костюм педагога, многоцветный, красочный раздаточный материал для занятия. Детям лучше работается, когда сильные раздражители устранены, рабочее место их подготовлено и на нем нет ничего лишнего. Н.Н. Поддъяков считает, что основные виды внимания ребенка – непроизвольное и произвольное – тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Например, ребенок должен собрать из конструктора самолет. Вначале ему трудно сосредоточится на выполнении задания, но затем оно его увлекает, и ребенка уже не оторвать от работы, ему нет надобности заставлять себя. Произвольное внимание перешло в непроизвольное. По происхождению и по сохранившейся сознательной цели возникшее состояние напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет – непроизвольное внимание. Главной побудительной силой его является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу его выполнения. Этот вид внимания, названный послепроизвольным, имеет очень большое значение для обучения дошкольников» [31, с. 82 – 86].
Итак, у младших школьников есть все виды внимания, которые переплетены в его деятельности. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Дети еще иногда отвлекаются на занятиях, им трудно сосредоточится на чем – то малоинтересном, неважном.
Р.С. Немов связывает отвлекаемость детей с их нервной деятельностью, он считает, что в «дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора – двух раз».
Но важным средством, по мнению Г.С. Абрамова, которое, предотвращает рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми и применение наглядности на занятиях и уроках в начальной школе, а также учет индивидуальных особенностей и физического воспитания детей.
Читайте также:
Коммуникативная культура как условие
совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
Для выявления сущности коммуникативной культуры как личностно-профессионального качества педагога дадим анализ используемых понятий.
Коммуникация (лат.communicatio) - акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на вза ...
Психологическая типология темперамента
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью мо ...
Развитие мышления
В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...