Самооценка и условия ее формирования в младшем школьном возрасте

Информация » Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста » Самооценка и условия ее формирования в младшем школьном возрасте

Страница 1

Парадоксально, но именно к началу обучения в школе – примерно к 7 годам (младший школьный возраст) - дети впервые формируют глобальную оценку. Они уже готовы ответить на вопросы о том, насколько они себе нравятся, насколько они счастливы или насколько их удовлетворяет жизнь. Именно эта глобальная оценка своей собственной значимости, по мнению А.В. Захарова обычно называется самооценкой [16,91].

А.И. Липкина в своих работах дает другое определение самооценке. Самооценка – субъективное и личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности. В неё включены все качественные своеобразия психических процессов и явлений, собственная активность самого человека [30,24].

Однако, по данным исследования Сюзан Хартер, каждый уровень самооценки ребенка является продуктом двух внутренних суждений. Сначала каждый ребенок в той или иной степени переживает чувство противоречия между тем, кем, по его мнению, он является, и тем, кем бы он хотел стать (или думает стать), - между «идеальным Я» и восприятием своего «реального Я» [26,506].

В процессе становления единой самооценки ребенка ведущая роль принадлежит рациональному компоненту. На основе самоанализа происходит осознание компонентов самооценки и через обобщение, и синтез происходит выработка ее ценностей, которая отражает её сущность. Таким образом, ряд исследователей при рассмотрении самооценки показывают её интегральный характер. Например, А.Г. Спиркин подчеркивает её когнитивную функцию. Наши самооценки – это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую «информацию относительно данного аспекта «Я» [16,94].

И.И. Чеснакова рассматривает самооценку «как фиксацию результата познания себя, в её эмоциональном компоненте выражается переживание того, что ребенок узнает в отношении себя» [48,96].

А.В. Захарова также в структуре самооценки рассматривает два её компонента – когнитивный и эмоциональный, отмечая при этом то, что на разных этапах онтогенеза более выраженным может быть один из компонентов [16].

«Любая самооценка не выбирается человеком по своему капризу, произвольно, а закономерно определяется объективными обстоятельствами» – пишет М.И.Лисина [30,15]. Благодаря этим обстоятельствам и проявляется активность личности, делая выбор, предпочтение и значимости одних жизненных обстоятельств от других.

Таким образом, самооценка ребенка зависит не только от содержания деятельности и достигнутых в ней результатов, но и от конкретной ситуации и социальных условий.

Любая жизненная ситуация оценивается как детьми, так и взрослыми, включая их прошлый опыт, и представляет собой ряд оценок и ценностей отдельных качеств или деятельности, т.е. системы отношений к материальному, духовному и социальному окружению. Поэтому, говоря о самооценке, мы всегда должны знать относительно каких понятий и ценностей она может быть более высокой, адекватной, а в отношении других – низкой, неадекватной. Кроме количественной выраженности самооценки (т.е. насколько она высока) Т.А. Нежнова предлагала характеризовать и качественно – каков её состав и окраска [39]. С учетом этого положения самооценка характеризуется не только своей адекватностью, но и устойчивостью, логичностью, последовательностью. Данные характеристики соответствуют реальным проявлениям ребенка в деятельности поведении.

Вместе с тем самооценка выражает и определяет потенциальные возможности ребенка, так называемый уровень притязаний. Соотношение притязаний и самооценки дает уверенность в себе. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в том или ином виде деятельности: неудачи, как правило, снижают уровень притязаний, а успех повышает его. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и социальную ситуацию в целом. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Моё отношение к себе первоначально формируется на основе моего отношения к другому, сопоставляя себя с другими, я выражаю отношение к самому себе» [45,167]. Данную ситуацию он обозначил как «процесс двойного опосредования». Степень влияния другого на личность другого человека зависит от общественного её признания и собственного его восприятия и понимания.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса
Обследовано 50 матерей (в возрасте от 24 до 49 лет) детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 4 до 14 лет, посещающих специальную группу по коррекции РДА при Институте коррекционной педагогики РАО. Все обследованные матери были ...

Функциональное понимание аффективных явлений
эмоция чувство аффективный Эмоция способна придать значимость породившей ее ситуации. Это положение нуждается в уточнении. В самом деле, если эмоция является расстройством поведения, плохо адаптированным актом, каким же образом она может ...

Реакция ребенка и его семьи на эпилепсию
Эпилепсия значительно влияет на психосоциальную функцию, развитие ребенка, а также на семью в целом. Больному ребенку часто трудно владеть собой и той ситуацией, в которой он оказывается. Его повседневная жизнь сильно осложняется нередко ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта