Искусство любви

Информация » Биография психолога Э. Фромма » Искусство любви

Страница 1

Любовь — это абстракция:

Карл Маркс критикует ошибочность превращения предиката (то есть абстракции) в субъект. В результате такого действия любовь превращается в Молоха. Эрих Фромм обращает внимание на то, что любовь это абстракция, и "в действительности же существует лишь акт любви".

Любовь — это не вещь, а процесс, действие, акт:

Идиоматические изменения происходящие в языке делают любовь вещью: "у меня огромная любовь к вам". Такое выражение бессмысленно . Можно говорить о любящем человеке, о любви человека и нельзя говорить о человеке любви. "Существительное „любовь" как некое понятие для обозначения действия „любить" отрывается от человека как субъекта действия. Любовь превращается в богиню, в идола, на которого человек проецирует свою любовь; в результате этого процесса отчуждения он перестает испытывать любовь, его способность любить находит свое выражение в поклонении „богине любви".

Любовь — это не только чувство:

Эротическая любовь — "это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?" .

Две противоположные формы любви:

Эрих Фромм сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Если первая "предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения", то вторая означает лишение объекта своей "любви" свободы и держание его под контролем. "Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее".

Любовь по принципу бытия или плодотворная любовь:

Такие мировые религии как Буддизм, Иудаизм, Христианство, и ряд других религий и учений посвящены культуре плодотворной любви. Но плодотворная любовь является скорее исключением, чем правилом\, и это замечание перекликается с библейским "…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Матф.7:14) Только если человек "осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, — дара разума, любви и плодотворного труда"].

Любовь по принципу обладания или неплодотворная любовь:

Переход от "влюбленности" к иллюзии любви-"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга".

Любовь — это искусство:

Большинство людей исходят из предпосылки, что "любовь — божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача", однако проведя исследование природы любви Эрих Фромм показывает, что "любовь — искусство, такое же, как искусство жить", и это искусство требует "знаний и усилий". Фромм в своих работах отражает много граней любви: искусство, самообновление, самообогащение, наслаждение и т. п., и при изложении теории любви он дает такое определение: "Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство". Он также исследует мотивацию активности и показывает, что активность бывает двух видов, и активность творца отличается от "пассивной" активности "жертвы".

Фактор когнитивности:

Кластер когнитивности охватывает такие понятия как "сигнал", "ощущение", "образ", "сознание", "разум" . "Если бы кто-то взялся изучить воздействие матери, по-настоящему любящей себя, он смог бы увидеть, что нет ничего более способствующего привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя". В противоположность этому "Истории известны случаи, когда в джунглях теряли младенцев, и они вырастали среди зверей. И ни один из найденных детей не смог стать полноценным человеком, не смог влиться в нашу человеческую общность".

Страницы: 1 2

Читайте также:

Каковы природные ресурсы пожилого человека
Существует масса психологических задач, которые решают мужчины и женщины пожилого возраста. Самым главным, рубежным событием для большинства пожилых людей является выход на пенсию. Для многих он знаменует приближение старости. Резкую смен ...

Понятие игры
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ...

Аспекты духовно-нравственного развития личности в юности
Структурное многообразие, то есть системность, является способом существования любого вида материи, в том числе и духовной. Под структурой понимается совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая орган ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта