Психология, ее категориальный аппарат и принципы прошли длительный путь развития. Изменялся и предмет психологии, методы следования психики.
Первый этап – донаучный – примерно до VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функции. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный этап начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознания.
В связи с некоторой условностью периодизации процесса развития психологической науки возникают и некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление третьего этапа, т.е. выделение психологии в самостоятельную науку, связывают со школой В. Вудта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости свого предмета, уникальности своего положения в системе наук – как науки и гуманитарной, и естественной одновременно, изучающей и внутренние, и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета преподавания в университетах уже в конце XVIII-начале XIX в. Таким образом, представляется более точным говорить о появлении самостоятельной психологии именно с этого периода, относя к середине XIX в. Становление экспериментальной психологии, и переходе ее на четвертый этап развития.
В течение длительного времени предметом психологической науки бала душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» – первооснова мира, основной кирпичик, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось и изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.
В эпоху Средневековья душа стала предметом, прежде всего богословия, что существенно сужало возможности ее научного изучения. Поэтому, хотя и формально в то время предмет психологической науки и не изменялся, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бекона и других ученых).
Читайте также:
Сущность дифференциальной психометрии
Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, ...
Понимание стиля жизни
Возможно, в этой связи было бы полезно продемонстрировать то, как мы определяем нормальный стиль жизни, и что это дает нам для понимания ошибок и некоторых особенностей. Но прежде стоит упомянуть, что в подобного рода исследованиях мы не ...
Развитие мышления
В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...