Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я – концепции» стала связующим ин-тегративным принципом, понимает поведение на языке феноменального поля субъекта - субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида, а не аналитические категории, созданные внешним наблюдателем. В целом, теория Я - концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичная психологическая реальность индивида - это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения.
2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я - концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.
3. Я - концепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
4. С формированием Я - концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.
5. Я - концепция относительно согласованна во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я - концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я - концепцией используются различные защитные стратегии.
8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека - потребность в поддержании и повышении ценности своей Я – концепции.
Таким образом, феноменологическое направление теории личности выдвигает идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.
Другой важный аспект - идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Они свободны в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.
И наконец, люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала. Это четко отражает позитивный и оптимистический взгляд феноменологического подхода на человечество.
Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее ярко выражены в работах Карла Роджерса.
Читайте также:
Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают ...
Постнатальный период развития
Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений ЦНС играют наибольшую роль нейроинфекции.
Наши собственные наблюдения над детьми раннего возраста, ретроспективный анализ акушерского анамнеза и анамнеза ж ...
Исправительная психология
Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств ...