Подавляющее большинство методик измерения Я - концепции основываются на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании. Комбс, Соупер и Коурсон (1963) считают, что такого рода методики, претендующие на измерение Я - концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Эти авторы предлагают четко различать понятия «Я – концепция» и «самоотчет», поскольку содержание этих терминов, по их мнению, является близким, но не совпадает. Они придерживаются следующей точки зрения: «Как следует из всех определений, Я - концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я - концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции (самонаблюдения) и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменалистической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.
Степень, в которой самоотчет способен отразить реальность Я - концепции индивида, определяется следующими факторами:
¡ ясностью индивидуального самосознания; наличием адекватных символов для его выражения;
¡ готовностью индивида к сотрудничеству;
¡ социальными ожиданиями;
¡ чувством личной адекватности индивида;
¡ отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания.
В этой связи Паркер (1966) отмечает, что, если эти факторы действительно влияют на надежность самоотчета, изучение Я - концепции методами такого рода должно давать весьма сомнительные результаты. Тем не менее, многие исследователи считают, что изучение Я - концепции должно с необходимостью опираться на самоотчеты, поскольку главным требованием феноменалистического подхода в психологии является учет особенностей индивидуального восприятия. А как уже отмечалось «Я-концепция» основное понятие в этом подходе. Я - концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
Читайте также:
Умение любить свойственно только человеку
Еще одно удивительно чудесное свойство есть у человека. Это умение любить, чувствовать другого человека как самого себя, понимать друг друга с полувзгляда. Это чудесное состояние души человека. Любовь может быть самой разной. Это и братск ...
Педагог и семья ребенка-инвалида
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и ...
Виды рекламы, наиболее доступные детям и подросткам
У больших социальных групп формирует определенную картину мира телевидение. Об этом свидетельствуют ответы россиян на вопросы: "Откуда люди получают основное представление о мире? А во вторую очередь? А в третью?": телевидение – ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...