• социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов. По мере взросления ребенка могут проявиться и другие признаки, такие как выраженная враждебность по отношению к ребенку-инвалиду, избегание.
Женщина, родившая ребенка с церебральным параличом, а также члены ее семьи нуждаются в психологической поддержке, часто в психокоррекции, а нередко и в психотерапии. Чем раньше они получат эту помощь, тем лучше. Однако, несмотря на то, что в последнее время активно развиваются перинатальная психология и психотерапия, реально получить такую помощь в первые месяцы жизни ребенка весьма проблематично. Невропатологи, массажисты, напротив, часто начинают лечение ребенка с церебральным параличом буквально с первых дней жизни. В связи с этим очень важно, чтобы эти специалисты были компетентны в вопросах психического развития ребенка раннего возраста, его воспитания, семейного консультирования, чтобы они могли оказать простейшую консультативную помощь, оценить тяжесть состояния пациентов, а при необходимости убедить мать обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
Часто члены семьи, испытывая скрытую или явную вину в связи с рождением больного ребенка, пытаются любому медицинскому работнику навязать роль судьи, который бы определил степень тяжести вины каждого за случившееся. Ни в коем случае не следует соглашаться на нее. Для этого необходимо избегать прямых ответов на внешне вполне нейтральные вопросы о том, не могли ли причиной заболевания ребенка послужить, например, простуда матери, нервно-психическое расстройство кого-нибудь из родственников по отцовской или материнской линии, алкогольный эксцесс и т. п. Если подобные вопросы задаются при планировании новой беременности с целью выяснить степень риска возникновения заболевания у будущего ребенка, нужно направить супругов в генетическую консультацию.
Для предотвращения отчужденного отношения к больному ребенку матери необходимо дать ей инструкцию вести себя с ним так, как со здоровым. Родители должны знать особенности развития и интересы здорового ребенка, помнить, что больной церебральным параличом, прежде всего, ребенок, стараться не лишать его детства. Это будет способствовать активному контакту матери и ребенка, лучшему взаимопониманию, уменьшению уровня тревоги в системе взаимоотношений мать—дитя.
На раннем этапе развития ребенка с церебральным параличом важными задачами медицинских работников являются поддержка семьи, сосредоточение ее усилий на сплочении и решении текущих задач, возникающих «здесь и сейчас», на формировании правильных стереотипов общения с младенцем, адекватного типа семейного воспитания.
Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье
Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье оказывает влияние на формирование его отношений как к окружающему миру, так и к людям и к себе. В работах многих исследователей подчеркивается негативная роль дисгармоничного воспитания на формирование личности, возникновение акцентуаций, невротических расстройств, психопатий.
Обстановка, сложившаяся в семье больного с детским церебральным параличом в связи с его рождением, с первых дней жизни малыша способствует формированию дисгармоничного (неправильного, патологизируюшего) типа семейного воспитания, осложняющего развитие ребенка.
Читайте также:
Экспериментальная психология
Мощное течение в психологической мысли России было представлено так называемой экспериментальной психологией. Становление направления, базирующегося на экспериментальном методе исследования психических явлений, осуществлялось под воздейст ...
Подготовка и проведение исследования внимания у детей старшего дошкольного
возраста
Для нашей работы было проведено специальное исследование лексического запаса дошкольников. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений №40 и №41 г. Нижнекамска республики Татарстан с мая 2010 года по январь 2011 ...
Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье
здорового сибса
Обследовано 50 матерей (в возрасте от 24 до 49 лет) детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 4 до 14 лет, посещающих специальную группу по коррекции РДА при Институте коррекционной педагогики РАО. Все обследованные матери были ...