Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами.
По утверждениям И.С. Кона самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом здесь подразумевается приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными и эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение ценностно-личностном смысле [47, с. 123].
Косарев И.И. и Т.Л. Бухарина в своей книге описывают влияние самоактуализации в медицинских профессиях, по их мнению, именно когда имеет быть место личностному росту, личность приближается к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни. Через помощь другому человеку, через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность происходит самоидентификация себя как врача. Эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии [46, с. 15].
При этом большинством исследователей подчеркивается тот факт, что самоактуализация личности формируется не только по причине профессиональной успешности или не успешности, а за счет образующих личность структур восприятия себя в окружающем мире.
Так в работах Н.Л. Иванова и Т.В. Румянцевой в понятие самоактуализации входит своеобразие взаимоотношение между людьми и представляет собой совокупность эмоционального отношения к людям, близким. Это относительно устойчивое явление, содержание которого включает в себя:
- амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения;
- принятие и осознание своей ролевой функции;
- коммуникативные позиции взаимодействия с людьми и социумом;
- представления о различных способах и формах взаимодействия с людьми;
- знания и представления о целевом аспекте взаимоотношений;
- убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с людьми, которые реализуются зрелой личностью;
- ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью);
- представления относительно того, какие духовные чувства должно испытывать по отношению к своим близким, детям, людям и т.д.;
- эмоциональную близость, заботу о близких, аффективные стереотипы контактирования с людьми;
- формы и способы поддержания контакта с социумом, людьми путем определения дистанции общения;
- реализация в общении, формах контроля, воспитании взаимоотношениями [32, с. 251 – 253].
Исходя из этих представленных положений, становится очевидным, что самоактуализация как личностная особенность наиболее актуализируется в профессиях системы «человек-человек».
В связи с этим значительный интерес представляют работы В.В. Бойко о взаимосвязи уровня самоактуализации и синдрома эмоционального выгорания в помогающих типа профессиях. Так, синдром эмоционального выгорания связан с особенностями проявления самоактуализации личности. При эмоциональном выгорании изменяется система смыслов и ценностей личности, психоэмоциональные затраты начинают превышать личностно значимый ожидаемый результат, поэтому изменяется отношение субъекта к своим профессиональным обязанностям, происходит отчуждение от предмета и продукта своего труда [16, с. 307].
Читайте также:
Общение и обособление в ранней юности
Несмотря на распространенность мнения о том, что одиночество чаще всего испытывают люди пожилого возраста, многие психологи (И.С. Кон, И.В. Дубровина, С.В. Кривцова и др.) считают это переживание возрастным новообразованием - специфически ...
Личностные изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется ...
Конфликтные эмоциональные состояния
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилиза ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...