Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача

Информация » Психологический портрет врача » Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача

Страница 3

Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами.

По утверждениям И.С. Кона самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом здесь подразумевается приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными и эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение ценностно-личностном смысле [47, с. 123].

Косарев И.И. и Т.Л. Бухарина в своей книге описывают влияние самоактуализации в медицинских профессиях, по их мнению, именно когда имеет быть место личностному росту, личность приближается к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни. Через помощь другому человеку, через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность происходит самоидентификация себя как врача. Эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии [46, с. 15].

При этом большинством исследователей подчеркивается тот факт, что самоактуализация личности формируется не только по причине профессиональной успешности или не успешности, а за счет образующих личность структур восприятия себя в окружающем мире.

Так в работах Н.Л. Иванова и Т.В. Румянцевой в понятие самоактуализации входит своеобразие взаимоотношение между людьми и представляет собой совокупность эмоционального отношения к людям, близким. Это относительно устойчивое явление, содержание которого включает в себя:

- амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения;

- принятие и осознание своей ролевой функции;

- коммуникативные позиции взаимодействия с людьми и социумом;

- представления о различных способах и формах взаимодействия с людьми;

- знания и представления о целевом аспекте взаимоотношений;

- убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с людьми, которые реализуются зрелой личностью;

- ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью);

- представления относительно того, какие духовные чувства должно испытывать по отношению к своим близким, детям, людям и т.д.;

- эмоциональную близость, заботу о близких, аффективные стереотипы контактирования с людьми;

- формы и способы поддержания контакта с социумом, людьми путем определения дистанции общения;

- реализация в общении, формах контроля, воспитании взаимоотношениями [32, с. 251 – 253].

Исходя из этих представленных положений, становится очевидным, что самоактуализация как личностная особенность наиболее актуализируется в профессиях системы «человек-человек».

В связи с этим значительный интерес представляют работы В.В. Бойко о взаимосвязи уровня самоактуализации и синдрома эмоционального выгорания в помогающих типа профессиях. Так, синдром эмоционального выгорания связан с особенностями проявления самоактуализации личности. При эмоциональном выгорании изменяется система смыслов и ценностей личности, психоэмоциональные затраты начинают превышать личностно значимый ожидаемый результат, поэтому изменяется отношение субъекта к своим профессиональным обязанностям, происходит отчуждение от предмета и продукта своего труда [16, с. 307].

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Особенности развития слухоречевой памяти дошкольников в норме и при речевых нарушениях
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходя ...

Типология групп
В двухполюсной шкале группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям. 1. Лабораторные – естественные группы. Лабораторные - это группы, которые образованы случайно встретившимися людьми, объединенными на время ...

Требования к психологической теории. критерии оценки теории личности
Что такое психологическая теория? Теория – это система взаимосвязанных принципов, взглядов, представлений и идей, направленная на истолкование и объяснение каких-либо реальных явлений. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключе ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта