А.М. Спринц подчеркивает, что в ситуации болезни, как правило, повышается уровень тревоги, приводящей к усилению эмоциональной неустойчивости, что проявляется в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости и агрессивности. В большинстве случаев наблюдается также астения в качестве одной из наиболее распространенных и неспецифических форм психического реагирования на разнообразные внутренние и внешние психогенные факторы. Больные, с их нестабильной психикой, тревожностью, неуверенностью, беспокойством, лабильностью эмоциональных реакций нуждаются в стабилизирующей уверенности врача [92, с. 71].
Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативных копинг - ресурсов врача, является и сенситивность к отвержению. Способность воспринимать негативное отношение окружающих, по мнению В.П. Андронова является наиболее необходимой, т.к. в частности во взаимоотношениях с пациентами данная характеристика помогает на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больными. В тоже время сенситивность к отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилятивную потребность и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности. Высокая чувствительность к негативному отношению со стороны больного заставляет врача сомневаться в своей профессиональной компетентности. Подобные сомнения, в свою очередь, могут реально отразиться на качестве работы [5, с. 12 – 16].
В работе Георгиевского и Боброва приведены представления больных об образе врача. Самыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, уважение к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно-значимые черты. Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оценивались особенно высоко [92, с. 64].
Ташлыков при экспериментально – психологическом исследовании получил сходные данные. Он представил «эталон» врача больным различными заболеваниями. С наибольшей частотой они указывали на следующие десять наиболее существенных, по их мнению, качеств врача: ум, внимательность, увлеченность работой, чуткость, тактичность, терпеливость, чувство долга, спокойствие, серьезность, чувство юмора [94, с. 146].
Важнейшими психологическими составляющими профессионального самоопределения, по мнению В.П. Андронова, являются индивидные качества (задатки) и такие подструктуры личности как профессиональная мотивация, способности, самосознание и межличностные отношения. Врачи, помимо развитого «клинического мышления» и владения разнообразным арсеналом средств медицинского воздействия, должны обладать высокой работоспособностью, умениями работать в условиях дефицита времени, быть устойчивыми к стрессу, уметь преодолевать отрицательные эмоциональные состояния. В оптимальном варианте профессиональное самоопределение развивается до того уровня, который обеспечивает достижение общественно приемлемой эффективности труда. В процессе овладения профессией врача значительную перестройку претерпевает мотивационно-потребностная сфера личности. Особенности и направления ее развития определяются типом содержания, составом действий, сложностью задач уровня квалификации врача. На начальном этапе деятельность мотивируется в первую очередь, интересом к процессу труда, стремлением приобрести квалификацию, стать специалистом высокого уровня. В ходе овладения профессией на первый план выдвигаются мотивы самоактуализации, раскрытия способностей и потенциальных возможностей в профессиональном труде. В ходе профессионального становления изменяется роль и место индивидуально-психофизиологических, природных особенностей в структуре деятельности [5, с. 15 – 18]. Помимо исполнения своих непосредственных профессиональных обязанностей, врач должен уметь оказывать необходимую психологическую помощь, как больным, так и коллегам на это указывает А.М. Руденко. Главным в предоставлении данного вида помощи должно являться повышение способности самостоятельно разрешать свои проблемы, в том числе, за счет активизации внутренних психологических резервов. Важная роль психотерапевтического потенциала врача является бесспорной. Имеет значение сформированности приемов и методов психической саморегуляции врача, которые помогают в сохранении собственной эмоциональной стабильности, психологической надежности профессионального «имиджа», устойчивого перед лицом таких разрушительных факторов, как периодические сомнения в правильности выбранного решения, отвержение со стороны коллег и многих других, которые в определенной степени обусловлены ограниченными возможностями современной медицины и невозможностью учесть и предусмотреть воздействие на организм пациента всех факторов – внешних и внутренних, органической и психологической природы [85, с. 241 – 242].
Читайте также:
Двадцать путей к преодолению застенчивости
1. Поймите свою застенчивость - Поймите, какая ситуация вызывает это чувство? И чем вы обеспокоены в этот момент?
2. Поверните самосознание в самопонимание - Признайте, что мир не смотрит на вас. Большинство людей слишком заняты, думая в ...
Биография А.Г. Асмолова
Родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психол. наук (1976), доктор психол. наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Гла ...
Формирование коммуникативной культуры студента как
основа профессиональной подготовки
Процесс формирования коммуникативной культуры существует в рамках педагогического процесса, который определяется как "реализация цели образования и воспитания в условиях систем, в которых организовано взаимодействие воспитателей и во ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...