В ходе нарушений памяти больной переживает дезориентировку во времени. Конфабулируя он переносит события прошлого в настоящее, не узнает своих близких.
Последний этап опустошения запасов памяти заканчивается так называемым симптомом зеркала. Больной при этом перестает узнавать себя в зеркале. (1)
"Криптомнезии". Искажения памяти, выражающиеся в ослаблении различия (вплоть до полного ее исчезновения) между действительно происходящими событиями и событиями, увиденными во сне, прочитанными или услышанными.
В одних случаях услышанное, прочитанное или увиденное во сне вспоминается больным как событие происходившие с ним самим (ассоциативные воспоминания). К этому расстройству относится присвоение чужих идей, нередко сначала отвергаемых. В других случаях напротив, действительное событие вспоминается в качестве услышанного, прочитанного или увиденного во сне (отчужденные воспоминания). (1)
"Парамнезии". Ложные воспоминания, возникающие в результате слияния актуального восприятия с мнимым, бывшим якобы в прошлом. Больной абсолютно уверен, что он однажды видел, слышал или переживал происходящее с ним сейчас - в прошлом. В другом случае наоборот, действительно происходившее в прошлом событие воспринимается больным как новое, ни разу до этого не возникавшее.
К таким расстройствам можно отнести:
Dega - vu (ранее виденное),
Dega - entendu (ране слышанное),
Jamais - vu (никогда не виденное). (1)
"Амнезия инфантильная". Эта форма амнезии "скрывает" от нас факты первых лет жизни. (5) Фрейд видел в ней ни что иное как просто функциональную неспособность ребенка запоминать свои впечатления. Инфантильная амнезия возникает в следствие вытеснения детской сексуальности и распространяется почти на все события детства. Временными границами периода, охватываемого инфантильной амнезией можно назвать угасание Эдипова комплекса и вступление в латентный период.
Открытие инфантильной амнезии не принадлежит психоанализу. Однако Фрейд, воочию столкнувшись с этим явлением не ограничился его объяснением с позиции функциональной незрелости (организма), и предложил собственную и довольно своеобразную её трактовку. По его словам, подобно истерической амнезии, инфантильную амнезию вполне можно установить: она связана не с утратой воспоминания или недостаточной его закрепленностью, но, посути, - с вытеснением. (4)
"Амнезия истерическая". Своеобразная форма амнезии у невротиков, источник которой - амнезия инфантильная. (5)
"Амнезия защитная" проявляется в форме забывания (вытеснения) неприятного, травмирующего прошлого опыта. З. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в "нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, состоящего из чего - то вытесненного" ( 3,стр.231). Фрейд так же утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания запомнить. Примерами такого забывания по Фрейду являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает, куда - либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о неприятных обстоятельствах. (3)
"Постгипнотическая амнезия". Нарушения памяти, проявляемые как забывание событий, происходивших в ходе гипнотического сеанса. (5)
"Амнезия опьянения" проявляется в том, что больному на следующий день не удается воспроизвести то, что происходило во время опьянения - сперва на его высоте, а позже на протяжении всего периода или большей его части. (1)
Как уже говорилось во введении, термин амнезия не является универсальным в обозначении видов нарушений памяти. В соответствии с этим нижеследующая часть будет посвящена расстройствам памяти носящим "безамнестические" названия.
Известный французский психолог Т. Рибо (7) предлагает делить болезни памяти на 2 крупных класса: частные и общие.
Читайте также:
Методы выявления акцентуаций
Важнейшим средством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстано ...
Любить ребенка
Когда человек радуется радостью другого, страдает страданием другого, когда он стремится доставить радость другому или уменьшить его страдание - вот это чувство мы и называем любовью. Для матери радость и благополучие ребенка - источник в ...
Фрейд и Адлер
Первая из многочисленных размолвок, которыми было отмечено начало истории психоанализа, произошла между Фрейдом и Адлером. Изначально различия между этими двумя направлениями не казались столь глубокими, поэтому, когда в 1910 году венское ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...