Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что–нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
Светофором отрицательного эмоционального состояния ребенка является жалоба. В ней выражается отрицательное переживание ребенка (тревога, гнев, возмущение, недоумение) и стремление поделиться им со взрослым, получить разрешение сомнения, добиться понимания и поддержки. При всем многообразии детских жалоб в них есть нечто общее. Жалоба — это обращение ребенка к взрослому по собственной инициативе. Жалоба сигнализирует о некотором неблагополучии ребенка, иногда о его физическом, но в подавляющем количестве случаев — о его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых ребенок сам не умеет найти выход.
Жалоба дошкольника взрослому — это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и невзгодах, прежде всего в сфере отношений с окружающими людьми. Жалуясь взрослому, ребенок ищет у него сочувствия, сопереживания и помощи.
Психологическая природа жалоб дошкольников определяет то, как следует поступать взрослому. Если в них выражается тяжелое переживание ситуации, которую ребенок сам разрешить не может и потому обращается к взрослому за сочувствием и поддержкой; если эти переживания связаны со взаимоотношениями с другими людьми и посредством согласования оценок происходящего ребенком и взрослым дошкольник постигает нормы нравственности и морали, то оставлять все это без внимания просто нельзя. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли. В других — следует удовлетворить его потребность в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к «доносам».
В-третьих — помочь организовать взаимодействие со сверстниками. Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми. Но так как содержание жалоб детей различно, то и отношение взрослого к ним должно варьироваться в соответствии с их характером.
Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.[25, c.24]
Рассмотрим подробнее сущность и особенности взаимоотношений дошкольника среднего возраста со сверстниками.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Эта проблема, смыкаясь с проблемой “личность в системе коллективных отношений”, столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения, с каждым годом привлекает все большее внимание отечественных и зарубежных исследователей
Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.
Читайте также:
Неиродинамические свойства индивида
Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена, в том числе свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.
И. П. Павлов полагал, что свойства нервных процессов определяют тип высшей ...
Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с
психофизическими нарушениями
Пришедшая на смену Средневековью эпоха Возрождения позволила человеку впервые взглянуть на себя открыто. Именно в этот период возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к лицам с психофизическими недост ...
Приемы и упражнения
для развития памяти, облегчения процессов запоминания
Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...