Креативность — способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности.
Инициативность — необходимое качество личности человека. У ребенка-дошкольника оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого интеллекта; ее развитие в дошкольном возрасте является непременным условием совершенствования детской креативности и компетентности.
Детская инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.
Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность — это особое качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка.
Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи ребенку. Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное отношение к ней взрослого: не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития.
Ответственность ребенка за свои действия, за ту или иную деятельность должна определяться мерой его самостоятельности в ней и формироваться уже в раннем возрасте. Она возникает и проявляется в ситуации выбора между "можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо", "хочу" и "должен". Ответственность связана с проявлением волевых усилий.
Произвольность — умение управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами; одна из форм волевого поведения в детстве.
В деятельности ребенка возникает соподчинение мотивов как умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий на протяжении довольно значительного промежутка времени. Внутренняя мотивация, с одной стороны, и овладение нормами поведения, с другой, — важные моменты формирования произвольности.
Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения ребенка-дошкольника, силы которого не позволяют ему противостоять многим явлениям, зависит от уровня его компетентности и воспитанности. Для того чтобы дошкольник чувствовал себя свободным в своем поведении, он должен овладеть способами самоограничения сферы своей деятельности.
Необходимым условием достижения этого является воспитание в ребенке чувства меры, осторожности и предусмотрительности, которая предполагает способность к предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и событий. Воспитание в дошкольнике чувства безопасности и свободы поведения должно опираться на формирование у него понимания причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях. Свобода поведения формируется в свободной, инициативной деятельности ребенка. Он сам ищет способы достижения цели, сам выбирает средства и материал и т.п. Владение разными средствами построения собственной деятельности (игровой, театральной, изобразительной, конструктивной и др.) — один из важнейших моментов, обеспечивающих самостоятельность и свободу поведения.
Ребенок должен расти смелым, но осторожным. Это даёт ему свободу и гарантию безопасности.
Самосознание и самооценка. В дошкольный период детства на основе оценок окружающих — взрослых и сверстников — у ребенка возникает образ самого себя, своего "Я". Этот процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, появлением собственных желаний, стремлением к самопознанию.
Важнейшей чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства, которое наиболее ярко проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми. Достоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны.
Знание воспитателем особенностей психического развития, индивидуальных качеств личности способствует успешному решению задач нравственного воспитания, в том числе воспитания культуры поведения.
Читайте также:
Сложные формы восприятия
Восприятие пространства.
Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. ...
Место психологии в процессе управления
Современный мир, постоянно и быстро изменяющийся предъявляет особые требования к такой науке как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, п ...
Судебно-психологическая экспертиза
Судебно-психологическая экспертиза – это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом-психологом – в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...